Стоит в поле теремок... Здоровье в порядке спасибо - зарядке Будущие звезды День за днем очень много узнаем Игры на воде
Будущие звезды. Здоровье в порядке спасибо - зарядке Лето прекрасная пора Игры на воде День за днем очень много узнаем
  • Главная
  • О детском саде
  • Новости
  • Наш коллектив
  • Наши группы
  • Вопрос-ответ
  • Конкурсы
  • Методическая копилка
  • Семейный игровой центр "Вместе"
  • Наша библиотека
  • Консультативный пункт
  • Образование в документах
  • Фотогалерея
  • Наши контакты
Конспекты образовательной деятельности
по приобщению детей 6 - 7 лет
к  культурно – историческим ценностям народов Поволжья.
(Разработала воспитатель 1 кв. категории: Горохова Т.В.)

«Город  мастеров» (Чебоксары)

Цель:

-Познакомить детей с красивым детским парком, расположенном на улице первого чувашского лётчика-космонавта А.Г.Николаева;

-Познакомить с конным памятником отважному герою Гражданской войны, уроженцу Чувашии В.И. Чапаеву;

-Привлечь внимание детей к спортивной Аллее чемпионов, побуждать к ведению здорового образа  жизни;

-Приобщить детей к народным промыслам чувашского народа, познакомив их с самым гостеприимным бульваром купца Ефремова – «улицей мастеров»;

- Активизировать речь детей

- Закрепить представление детей о безопасном поведении в парках отдыха, на улицах города;

- Развивать активность, любознательность, толерантность.

Материал: карта России, флаг и герб России и Чувашии, фотографии с достопримечательностями Чебоксар, образцы чувашских орнаментов, заготовки цветной бумаги для воспроизведения несложных орнаментов , ножницы, клей, салфетки, запись чувашской музыки, карточки со схематическими изображениями поз человека, эмблемы родов войск.

Предварительная работа:чтение легенд, сказок чувашского народа, знакомство с гербом и флагом Чувашии, разучивание подвижных народных игр, рассматривание иллюстраций о Волге, о Чувашии, слушание чувашской народной музыки.

Ход игры- путешествия

Воспитатель:- Ребята, где мы с вами живём? (В Ульяновске).А на какой реке стоит наш город? (На Волге ).Наш край ещё называют Поволжье ,давайте вспомним люди каких национальностей живут в Поволжье? (Русские, татары, чуваши, мордва)

 Воспитатель предлагает побывать в гостях у чувашского народа.

Дети с воспитателем подходят к карте – воспитатель показывает на карте ,где находится Чувашия, называя главный город –Чебоксары, а также флаг и герб Чувашии. Дети рассматривают его.

Воспитатель: Сегодня мы будем путешествовать по Чебоксарам - столице Чувашии и познакомимся с интересными местами этого города. Ребята вы слышите необычную музыку, это звучит чувашская мелодия , она нас приглашает в красивый детский парк ,который расположен на улице первого чувашского летчика-космонавта А.Г.Николаева.(Воспитатель показывает фотографии парка.) В этом парке много разных деревьев, цветов, а также в специальных вольерах живут животные (семья кроликов, лиса, черный и белый дикобразы). Здесь много игровых площадок, аттракционов для детей.

-А для чего мы приходим в парк? (Чтобы отдохнуть, покататься на разных качелях, каруселях, побегать, поиграть.)

Игра «Замри»

Ведущий объясняет детям правила ,согласно которым все должны передвигаться по площадке, а по команде ведущего «Раз, два, три, замри!» остановиться. Произнося эти слова, воспитатель показывает детям  одну из карточек со схематическим изображением позы человека.  Дети  должны замереть в той же позе. Тот, кто примет неправильную позу, выбывает из игры.

Поиграли, отдохнули, пойдём дальше по городу.

Воспитатель  обращает  внимание  детей на памятник  В. И. Чапаева.

-Это герой Гражданской войны Василий Иванович Чапаев, он был очень смелым, мужественным человеком и воевал, защищая свою Родину. У Чапаева был помощник. Как вы думаете, кто это?(ответы детей).

Воспитатель: - Да, раньше военной техники было мало и люди передвигались на лошадях .Солдатам было очень трудно, если с их боевым конем что-нибудь случалось.

Проводится игра «Угадай род войск». (Педагог показывает эмблему определённого рода войск, дети угадывают).

-А сейчас  мы попали на Аллею чемпионов. Кто такие чемпионы? (ответы детей).

Воспитатель: - Да, это люди, которые достигли высоких результатов в спорте, стали победителями многих соревнований. А вы любите заниматься физкультурой? Для чего нам это нужно? (ответы детей)

Проводится физкультминутка «Зарядка».

Каждый день по утрам,

Делаем зарядку,

Очень нравится нам,

Делать по порядку:

Весело шагать, руки поднимать,

Приседать и вставать, прыгать и скакать!

 

-Пойдёмте дальше, мы с вами попали на самую гостеприимную улицу, она называется «бульвар купца Ефремова». А вы знаете, кто такой купец?                          

Купец - богатый торговец, человек который владеет каким-либо торговым предприятием.

Этот бульвар ещё называют «улицей мастеров». Как вы думаете, почему? Посмотрите внимательно на фотографии? (ответы детей).

Воспитатель:-  Да, на этой гостеприимной улице много всяких украшений, поделок, сделанных своими руками, руками народных умельцев.

Воспитатель предлагает детям самим стать мастерами. Воспитатель раздаёт заготовки для выполнения чувашских орнаментов. Звучит чувашская музыка.

Воспитатель предлагает посмотреть, у кого какой орнамент получился.

-Молодцы  ребята, вы можете взять себе эти орнаменты на память о чувашском городе Чебоксары. Понравилось ли вам в этом городе? Что особенно запомнилось? (ответы детей).

Мы побываем с вами ещё и в других городах Поволжья.

 

«Саранск»

Цель:

-Познакомить с памятником-монументом героям-стратонавтам: Павлу Федосеенко, Андрею  Васенко и уроженцу Мордовии Илье Усыскину;

- Пополнить словарь детей новыми словами: «стратонавты», «стратостат».

-Закрепить представления детей о великом русском поэте А.С.Пушкине; познакомить с памятниками гениального мастера поэзии в Саранске, установленными   в парке культуры и отдыха им А.С.Пушкина, а также на Фонтанном спуске, ведущему в парке.

-Представить вниманию детей образец беззаветного служения отечеству и своему народу на примере флотоводца Ф.Ф.Ушакова, проведшего последние годы своей жизни в Мордовии.

- Снижать утомляемость детей, обеспечивая кратковременный активный отдых

-Продолжать формирование знаний детей о разных видах изобразительного искусства (живопись, скульптура, художественная резьба по дереву);познакомить с Мордовским республиканским музеем изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзя.

-Воспитывать толерантное отношение к народу Мордовии и уважение к их памятникам культуры и искусств.

Материал:Карта России, флаг и герб России и Мордовии,  фотографии с достопримечательностями Саранска, отрывки из стихотворений  А.С.Пушкина,  конверты с наборами геометрических фигур, эмблемы родов войск, солёное тесто, доски для лепки, стеки.

Предварительная работа: чтение мордовских народных сказок, знакомство с гербом и флагом Мордовии, разучивание подвижных Мордовских народных игр, слушание Мордовской музыки.

Ход игры-путешествия:

Воспитатель: Ребята, в каком городе мы с вами живём? (г. Ульяновск). А как ещё называется наш край? (Поволжье). Давайте вспомним, в какой город Поволжья мы с вами путешествовали? (Чебоксары). А что это за город? (столица Чувашии). А какие ещё народы кроме чувашей  и русских живут в Поволжье (мордва, татары). Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в столицу Мордовии - город Саранск.

Дети с воспитателем подходят к карте - воспитатель показывает, где находится Мордовия, называя столицу Мордовии - Саранск, называя флаг и герб Мордовии. Дети рассматривают.

Воспитатель: В городе Саранске много памятников знаменитым людям. Я вам хочу показать памятник героям-стратонавтам на Привокзальной площади. Ребята, вы знаете кто такие стратонавты?

Стратонавты - это люди, которые пытались подняться в небо на высоту до 50 км на специальных аппаратах-стратостатах. Стратостат был оборудован герметичной гондолой, которая защищала экипаж от смертельных условий (низкого давления воздуха, низкой температуры).Эти аппараты были сконструированы для исследования космических лучей. Ребята, а на чём теперь совершают космические полёты?

Воспитатель предлагает поиграть в  игру«Собери космический корабль изгеометрических фигур». (Педагог раздаёт конверты с набором геометрических фигур,  дети собирают ракету).

Воспитатель: Я хочу вас познакомить с памятником великого русского поэта в Саранске. Давайте посмотрим на фотографии этого человека, а вы мне скажете кто это такой. ( А.С. Пушкин). Давайте вспомним, какие произведения этого поэта мы с вами читали (ответы детей).

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Угадай произведение».

(Педагог зачитывает отрывок из произведений А.С. Пушкина, дети угадывают.

Воспитатель обращает внимание детей на памятник великому флотоводцу Ф.Ф. Ушакову.

Воспитатель:- Ф.Ф. Ушаков был единственным из флотоводцев, кто осмелился сломать линию. До него все сражения на морском флоте заключались в том, чтобы построить линию, т. е корабли выстраивались в линию и стреляли в друг друга. Кто первый захватил ветер в свои паруса, тот и выигрывал. Ф.Ф. Ушаков разломал линию и атаковал вражеские суда первым.

Физкультминутка:

Над волнами чайки кружат

Полетим за ними дружно

Брызги пены, шум прибоя,

А над  морем мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями)

Мы теперь летим по морю

И резвимся на просторе

Веселее загребай

И дельфинов  догоняй! (дети делают плавательные движения руками)

И напоследок я вас приглашаю в музей Мордовской культуры им. Степана Эрзя. Степан Эрзя был скульптором по дереву, в музее много собрано деревянных скульптур, предметы быта, одежды, фотографий, (показывает фотографии или слайды).

На память о путешествии воспитатель предлагает сделать картинки из соленого теста, на которых будут изображены символы памятников: стратонавты - гондола, ракета; Ушаков - корабль; Эрзя - дерево.

Игра- путешествие заканчивается выставкой работ из солёного теста.

 

«Здравствуй, Казань».

Цель:

-Познакомить детей с одной из самых  старых улиц Казани - улицей Баумана;

-  Представить вниманию детей памятник великому певцу Ф.И.Шаляпину, уроженцу города Казани;

-Формировать знания детей о стратегически важном объекте  в истории Казани - Пушечном дворе, который имел большое значение для защиты Родины от врагов.

- Снижать утомляемость детей, обеспечивая кратковременный активный отдых

-Дать представление  о главной достопримечательности Казани: исторической крепости - Казанском Кремле, раскрыть красоту объектов Кремля как уникального комплекса архитектурных памятников, возникших и функционирующих от основания города до наших дней.

- Активизировать речь детей.

-Воспитывать уважение к культуре Татарстана и её историческим памятникам.

Материал:Карта России, флаг и герб России и Татарстана, фотографии с достопримечательностями Казани, карточки с предметами разных профессий, компакт-диск с записями музыки разных жанров, заготовки  силуэтов Кремля , мелкие квадратики для мозаики, клей, клеёнка, салфетки, кисточки.

Предварительная работа: чтение татарских народных сказок, знакомство с гербом и флагом Татарстана, разучивание подвижных татарских народных игр, слушание татарской музыки.

Ход игры-путешествия

Воспитатель:  Ребята, давайте вспомним по каким городам Поволжья мы с вами путешествовали? (Чебоксары, Саранск) Что это за города? (столицы Мордовии и Чувашии).

Дети подходят с воспитателем к карте, вспоминают, где находятся города Саранск, Чебоксары.

Воспитатель:- А какой народ ещё живёт в Поволжье кроме чувашей мордвы, русских? (татары)

Воспитатель предлагает путешествие в Татарию.- Может кто-то знает, как называется главный город Татарстана? (Казань).

Воспитатель показывает на карте столицу Татарстана – Казань,  а также герб и флаг Татарии, предлагает пройтись по одной из самых старых улиц Казани-улице  Баумана (выставляет фото). На ней много красивых фонтанов. В центре улицы Баумана стоит памятник знаменитому певцу Ф.И. Шаляпину, жившему в прошлом веке.

-Ф.И. Шаляпин был  высоким, красивым человеком, а также он обладал уникальным  голосом ( высоким басом), и превосходной дикцией (четким проговариванием слов)

Воспитатель обращает внимание  детей на то, как изображён Шаляпин на памятнике ( левая рука приложена к груди, как будто говорит людям как он их  искренне любит и поёт для них).

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Угадай жанр музыки».

(Педагог включает отрывок из произведений, дети угадывают)

Воспитатель: - Ребята, мы с вами продолжаем путешествовать по Казани. Сейчас  Казань-это современный,  мирный город, а давным - давно это был город-крепость и людям нужно было защищаться от врагов, которые нападали на Казань. Для того, чтобы защитить город от захватчиков, в Казани был построен Пушечный двор. Там отливали (делали из металла)  оружие. На пушечном дворе хранили оружие, а также там проживали солдаты и офицеры. Люди, которые делали оружие, назывались оружейники.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Узнай профессию»

  ( Педагог показывает карточки с каким-либо предметом, дети узнают, к какой профессии относится этот предмет).

-Пушечный двор находится на территории Казанского кремля (показывает фото).Казанский кремль-это историческая крепость в центре Казани, отсюда начался город, здесь родилась его история. Здесь очень много архитектурных памятников, башни, церкви, мечети.

Воспитатель предлагает выложить мозаичным способом Кремль.

( Педагог раздаёт силуэты Кремля, а также мелкие квадратики для мозаики, объясняет, как выполнять аппликацию. Дети выполняют.

Игра - путешествие завершается выставкой работ.

 

«Знакомство с чувашским народным костюмом»

Цель:

-Познакомить с традиционными искусствами Чувашии - вышиванием и художественным ткачеством.

-Дать представление об узорах, цветовых решениях, орнаментах национальной чувашской одежды.

-Познакомить с дополнительными элементами костюмов (пояса, наплечники, головные повязки, украшения).

-Обогатить словарный  запас детей словами из чувашской культуры («сар», «яркач», «масмак», «хульчи»).

- Снижать утомляемость детей, обеспечивая кратковременный активный отдых

- Развивать коммуникативные навыки общения.

- Развивать активность, любознательность, толерантность.

Материал: карта  России, кукла в чувашском костюме, иллюстрации народных чувашских костюмов, образцы узоров ,орнаментов  национальной чувашской одежды и других изделий , образец орнаментов пояса ,заготовки для изготовления пояса.(аппликация),цветная бумага, клеёнка, ножницы, клей, салфетки.

Предварительная работа: чтение легенд, сказок чувашского народа, рассматривание иллюстраций.

Ход игры-путешествия

Воспитатель: ребята, давайте вспомним, как называется наш край (Поволжье). А какие народы проживают в Поволжье? (русские, татары, чуваши, мордва). В каких городах Поволжья мы с вами побывали в гостях? (Чебоксары -Чувашия, Саранск-Мордовия, Казань - Татария).

Воспитатель предлагает подойти и карте России, дети с помощью воспитателя  показывают столицы поволжских городов.

Воспитатель: Да, ребята мы с вами путешествовали по столицам Чувашии, Мордовии, Татарии, рассматривали  памятники, гуляли по аллеям, паркам этих городов. Что вам особенно запомнилось из этих путешествий? (ответы детей). Сегодня я хочу вас познакомить с  национальными костюмами народов Поволжья. Скажите, из чего шьют одежду? (из ткани). А что нужно ещё чтобы сшить одежду? (нитки, иголки, швейная машина). Да, сейчас шьют одежду на швейных машинках, а раньше одежду шили руками и ещё украшали её вышивкой. Чувашский народный костюм тоже украшали вышивкой. Что нужно для вышивки? (цветные нитки, иголки).

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Иголка, нитка и узелок».

Играющие становятся в круг,  взявшись за руки. Выбираются «иголка», «нитка», и «узелок». Все они друг за другом то вбегают в круг, то выбегают из него. Если же «нитка» или «узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали  за «иголкой» из круга  или вбежали в круг),то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Побеждает та тройка, которая двигается  быстро, ловко, не отставая друг от друга.

Воспитатель показывает детям куклу в национальном чувашском наряде (дети рассматривают костюм куклы).

Воспитатель: Самое  примечательное в чувашских орнаментах, что они созданы из геометрических узоров, близких по виду треугольников, квадратов, ромбов, полос. Вышивка выполняется в основном жёлтыми, зелёными, красными нитками на белом и красном фоне.

Воспитатель предлагает поиграть в  игру «Каких цветов не хватает».

Воспитатель показывает  игровой материал, каждому играющему нужно внимательно рассмотреть предмет на карточке, по количеству клеток узнать, сколько цветов   использовано в изображении. Сравнить цвета предмета и цвета квадратиков на полоске, выявить, каких цветов не хватает. Отобрать из коробки квадратики недостающих цветов и разложить на свободные клетки.

Воспитатель: Вышивкой украшали не только одежду но и  головные повязки ( «масмак» ),поясные подвески.( «сар», «яркач»), наплечье ( «хульчи»).Показывает фотографии.

Чувашки носили также  украшения на груди,  шее, спине, в ушах. Украшения делали обычно  из монет, бисера. Воспитатель предлагает сделать обрядовый предмет-пояс (аппликация из геометрических фигур на полосе). Дети выполняют работу. Звучит чувашская мелодия.

Заканчивается игра-путешествие выставкой изделий .

 

«Знакомство с мордовским народным костюмом»

Цель:

-Дать представление о покрое, силуэтах, формах головных уборов национальных мордовских костюмов.

-Познакомить с мордовскими орнаментами, характером вышивки.

-Формировать знания об украшениях (из бисера, монет и жетонов, гусиного пуха, разноцветных лент) и дополнительных элементов костюмов(воротники, ажурные передники, шерстяные чулки ручной вязки).

-Пополнить словарь детей названиями из чувашского костюма («крганьберьф», «сюлгам», «шуваня щам».)

- Снижать утомляемость детей, обеспечивая кратковременный активный отдых

- Закрепить представление о необходимости соблюдать осторожность в работе с иглой, проволокой.

- Развивать коммуникативные навыки общения

Материалы: карта России, кукла в мордовском костюме, иллюстрации народных мордовских костюмов, образцы мордовского орнамента, запись мордовской музыки, фотографии, иллюстрации национальной мордовской одежды и украшений, силуэты одежды вырезанные из картона, макаронные изделия разных видов , тонкие резиночки для браслетов, нитки для бус.

Предварительная работа: чтение мордовских сказок, рассматривание иллюстраций, беседа о быте  мордовского народа, слушание мордовской музыки, экскурсия в библиотеку.

Ход игры-путешествия:

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как называется край, в котором мы с вами живём? (Поволжье). По каким городам Поволжья мы с вами путешествовали? (Чебоксары, Саранск, Казань). С чем ещё кроме достопримечательностей  этих городов мы с вами познакомились? ( с национальным чувашским костюмом).- Воспитатель предлагает познакомиться  с мордовским народным костюмом.

Мордовская народная одежда имеет различия по двум группам народов, проживающих  в Мордовии. Это эрзя и мокша. В эрзянском костюме интересны 2 вида рубахи, скроенные по типу туники - «панар», «покай», одинаковые по покрою, но разные по оформлению. «Покай» -это нарядная (чаще свадебная) рубаха, украшалась богатой сложной вышивкой, а у «панара» узоры вышивки были проще. Панар - это рубаха для повседневной носки. Для мокшей был характерен многослойный костюм, состоящий из нечетного количества туникообразных рубах(3,5 и .т. д).Очень интересен конусообразный мордовский головной убор с фатой(показывает иллюстрации ).

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Угадай предмет одежды».

Играющему завязывают глаза, нужно на ощупь определись по силуэту вид одежды (платье, сарафан, юбка, кофта, брюки, шорты.)       

Вышивка придает мордовскому народному костюму неповторимую красочность. На мокшанской  рубахе вышивка мельче, но как и на эрзянской тунике, особо сложные композиции были на оплечье, рукавах, и по подолу рубахи. На ноги одевали яркие  чулки ручной вязки(показывает иллюстрации).

Физкультминутка «Сороконожка».

Дети идут по кругу в хороводе:

            Старушка шила сапожки,

           Сапожки для сороконожки.

(Имитируют движения старушки)

           Рассеянная старушка

          Взяла иголку, катушку.

          Старушка шила, спешила,

          И вот о чём позабыла.

(Подскакивают поочередно то на правой, то на левой ноге)

        На правые, левые ножки

        Разные шьют сапожки!

(Дети поворачиваются друг за другом. Кладут руки стоящему впереди на плечи и скачут по кругу на правой ноге)

       Старушка все сорок сапожек

      Сшила для правых ножек.

      Бедная сороконожка

      Скачет на правых ножках,

     Ждёт, чтобы сшила сапожки

    Старушка на левые ножки.

 

Воспитатель показывает куклу в мордовском народном костюме(дети рассматривают)Прекрасным дополнением к костюму были нагрудные украшения из стеклянных бус, бисера, подвески из цепочек и монет. В украшениях из бисера бывает до 20 оттенков, среди них выделяются: нагрудная застёжка, «сюлгам», и «крганьберьф».

Воспитатель предлагает сделать украшения – бусы(браслет) из макаронных изделий различных видов.

 Проводится выставка украшений.

 

«Знакомство с татарским народным костюмом»

Цель:

-Представить вниманию детей образцы татарского костюма -свободные рубахи, камзолы шаровары, казакины в талию, чекмени, бешметы; обратить  внимание на традиционные цвета одежды.

-Познакомить с татарской вышивкой с цветочно-растительным орнаментом, золотым шитьём, кожаной и меховой мозаикой.

-Дать представление о головных уборах, различных видах обуви, ювелирных украшениях.

-Обогатить словарь детей терминами из названий татарского костюма: «кульмэк», «тюбетейка» ,»чалма» и др.

- Снижать утомляемость детей, обеспечивая кратковременный активный отдых

- Развивать коммуникативные навыки общения.

Материалы: карта России, кукла в татарском народном костюме,  фотографии народных татарских  костюмов, образцы татарского  орнамента, запись  татарской  музыки, загадки о цветах, образец украшения «перевязь», заготовки кусочков ткани, для украшения, мелкие ракушки, блестящие конфетти или пайетки, мелкие пуговицы, клей ,кисточки, клеёнка, салфетки, иллюстрации чувашских, мордовских, татарских головных уборов

Предварительная работа: чтение татарских сказок, рассматривание иллюстраций, беседа о быте  татарского  народа, слушание татарской музыки, экскурсия в библиотеку.

Ход игры-путешествия:

Воспитатель: Ребята ,где мы с вами живём?(В Поволжье).Почему так называется наш край?( Потому что  живём на Волге). Люди каких национальностей  живут  в Поволжье?(Русские, чуваши, мордва, татары)

Дети подходят к карте - показывают  столицы Мордовии, Чувашии, Татарии.

Звучит татарская народная музыка. Воспитатель показывает куклу в татарском костюме.

Воспитатель: Ребята, музыка какого народа Поволжья сейчас прозвучала? Правильно, и мы сегодня будем  знакомиться с татарским народным костюмам. Дети рассматривают куклу в национальном костюме.

Традиционная татарская одежда «куммэк» (рубаха-платье) и шаровары, а также бешмет, чекмень, казакин.

Бешмет - верхняя мужская одежда.

Чекмень - длиннополая демисезонная одежда.

Казакин - мужской полукафтан.

В качестве верхней одежды часто надевался халат(показывает фотографии).

Излюбленные цвета в одежде татар - белый, черный, красный, синий, жёлтый. Татарская вышивка отличается растительным орнаментом, часто выполняется золотыми и серебряными  нитками, а также используется шитьё блестками, кожаная и меховая мозаика.

Игра «Отгадай цветок» (загадки о цветах).

 

 Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдёшь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василёк)

 

 Стоят в лугах сестрички —

Золотой глазок,  белые реснички. (Ромашка)

 

 Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет.  (Колокольчики)

 

 Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок —

Остался  стебелёк. (Одуванчик)

 

На кустах в саду растёт,

Запах сладкий, словно мёд.

Но нередко льются слёзы

Тех, кто рвёт их. Это?..(Розы)

В качестве обуви у татар популярны «ичиги - мужские и женские высокие сапоги, сшитые из мягкой кожи, иногда на мягкой подошве(тогда их носят с кожаными калошами).

Среди мужских головных уборов популярна тюбетейка, основным головным убором у женщин был «калфак» (показывает иллюстрации).

Игра «Узнай головной убор»( педагог показывает иллюстрации головных уборов Чувашского, Мордовского, Татарского народа - дети угадывают).

Украшения изготовлялись в основном с драгоценными камнями. У мужчин -в основном это перстни и пряжки для пояса, а у женщин-серьги, браслеты, воротниковые цепочки, ожерелья, перевязь.

Перевязь-это украшение, которое состояло из нашитых на полосу материи  блях, монет, раковин, пуговиц.(показывает фотографии украшений).

Воспитатель предлагает детям сделать перевязь на ткани из ракушек, мелких пуговиц, блестящих конфетти.

По окончании работы проводится  выставка изделий.

 

«Акатуй»

Цель:

-Дать представление о происхождении чувашского народного праздника «Акатуй».

-Сформировать представление детей о формах и содержании праздника.

-Воспитывать уважение к традициям и обычаям  народа Чувашии.

- Активизировать речь детей

- Снижать утомляемость детей, обеспечивая кратковременный активный отдых

- Закрепить представление о формах соревнования.

- Закрепить представление детей о безопасном поведении при проведении соревнований.

- Сформировать представление о чувашской народной музыке;

- Развивать активность, любознательность, толерантность.

Материалы:Куклы в чувашском, мордовском, татарском  национальных  костюмах , записи чувашской музыки, атрибуты для соревнований (мешки пустые для прыжков, мешки мягкие для борьбы), медальоны на нитках для победителей в соревнованиях, угощение.

Предварительная работа: чтение легенд, сказок  Чувашского народа, разучивание народных игр, рассматривание иллюстраций, экскурсия в библиотеку.

 

 

 

Ход игры-путешествия:

Воспитатель: Давайте вспомним, по каким городам Поволжья мы с вами путешествовали? (Чебоксары, Саранск, Казань).А какие народы живут в Поволжье? (татары, чуваши, мордва).Что вам особенно запомнилось  в этих путешествиях?(ответы детей).

Да, мы путешествовали  по столицам Чувашии, Мордовии, Татарии, рассматривали разные памятники, улицы, аллеи, парки, играли в игры. А с чем ещё познакомились в путешествиях по Поволжью? (показывает куклы в народных костюмах).Да, это народные чувашские, татарские, мордовские костюмы.  В них одевались народы Поволжья, как правило, по большим праздникам. У каждого народа есть свои национальные праздники, так и у чувашского, мордовского, татарского народов есть свои национальные праздники.

Воспитатель предлагает детям познакомиться с народным праздником чувашского народа «акатуй».

 «Акатуй»(праздник плуга)-весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. В старину акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания посева.

Все народные праздники сопровождались народными играми.

Воспитатель предлагает поиграть в чувашскую народную игру «Луна и солнце».

Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый  говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему также тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны. Игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Проигравшей считается та команда, капитан которой переступил через черту при перетягивании.

Празднование акатуя в разных домах начинается в разные дни, праздник продолжается неделю. Приготовившийся к празднику созывает соседей и родственников, накрывает богатый стол. По улицам верхом скачут юноши, они собирают призы для награждений победителей на соревнованиях . Соревнования происходили на лугу, за деревней. Когда народа собиралось достаточно, начинались состязания: бег, скачки на лошадях, прыжки, борьба, стрельба из лука по цели. Как правило, состязания начинали мальчики, затем детей сменяли взрослые. Соревнования начинались с бега.

Праздник акатуй украшали разнообразные шуточные соревнования. Воспитатель предлагает детям посоревноваться.

1.Бег в мешках.

2.Бег на трех ногах.(по одной ноге у пары в мешке).

3.Бой с мешками на бревне.(на доске).

Церемония награждения победителей .

Веселье на празднике акатуй продолжалось  до позднего вечера. После соревнований устраивался пир(массовое угощение).

Воспитатель приглашает детей на чаепитие.

 

« Балтай»

Цель:

-Дать представление о происхождении мордовского  народного праздника «Балтай».

- Сформировать представление детей о формах и содержании праздника.

-Воспитывать уважение к традициям и обычаям  народа Мордовии.

- Развивать диалогическую речь

- Снижать утомляемость детей, обеспечивая кратковременный активный отдых

- Развивать умение обыгрывать художественное произведение

- Сформировать представление о мордовской народной музыке

- Воспитывать уважение к традициям и обычаям  народа Мордовии.

Материалы:фотографии или слайды о проведении праздника «Балтай» ,мяч, маски для инсценировки, записи мордовской народной музыки.

Предварительная работа: чтение легенд, сказок  Мордовского народа, разучивание народных игр, рассматривание иллюстраций, экскурсия в библиотеку.

 

Ход игры-путешествия:

Воспитатель приглашает детей к карте России, и просит показать местонахождения города Ульяновска, реки Волги.

Воспитатель: По каким ещё городам Поволжья мы с вами путешествовали? (Чебоксары, Саранск, Казань).

Дети показывают на карте эти города. Какие народы живут в Поволжье?(русские, мордва, татары, чуваши).Что интересного мы узнали об этих народах? (ответы детей).-Да, мы побывали в столицах Мордовии, Чувашии, Татарии, познакомились с народными костюмами этих народов ,а также с народным праздником чувашей (акатуй).

Воспитатель предлагает познакомить детей с мордовским народным праздником «балтай».

Это праздник, который отмечается после окончания посевных работ, это праздник мёда и масла. В этот день мордва вспоминает и благодарит владычицу лесов Веряву и хозяина леса Медведя. А назван этот праздник в честь местного деда Балтая, что жил у родника, вода из которого, по словам местных жителей, до сих пор исцеляет людей. Этому празднику более 300 лет, и в этот день мордва вспоминает своих предков, первыми поселившихся на эти земли. Нелегко было обосноваться на новой земле, да еще и медведи, хозяева леса, не желали отдавать свою законную территорию. В этот праздник все гости встают в хоровод.

 Воспитатель предлагает поиграть в мордовскую народную игру «Круговой».

Играющие делятся на две  команды, чертят большой круг, и договариваются, кто будет в кругу ,а кто за кругом. Те, кто остаётся за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находившихся в кругу. Если кому-либо в кругу удаётся поймать мяч, он старается им попасть в любого другого ребёнка за кругом. Если ему это удаётся,  то у него в запасе очко, если нет, то он выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие, меняются местами. Мяч можно ловить лишь с воздуха, пойманный от земли не считается. Ребёнок, поймавший мяч, и попавший в игрока за кругом, остаётся в кугу. Если в него попадут, он остаётся в кругу, т.к  у него есть запасное очко.

Воспитатель:  Народ собирается у заветной поляны у опушки леса. Среди гостей выбирают мужчину, который будет медведем. Кленовыми ветвями обряжают медведя и маленького медвежонка, так что и лиц не видно, только прорезь для глаз, тем самым они принимают облик медведей и отправляются по улицам села, а за ними следуют все жители деревни и гости. Шествие сопровождается фольклорными песнями и танцами. «Медведи» проходят через всю деревню и останавливаются около домов, где для них накрыты столы с традиционным мордовским угощением. Конечной точкой шествия «медведей» является родник или колодец, где происходит обряд раздевания «медведя». Считается доброй традицией дотронуться до медведя, тогда весь год будет удачным и благополучным. Так же жители отламывают от «одеяний» веточки и похлопывают ими рядом стоящих, тем самым желая человеку здоровья на весь год. Дети обливают всех свежей родниковой водой. Жители деревни верят, что этим обрядом они вызывают дождь, который так необходим после окончания посевных работ.

Воспитатель предлагает инсценировать сказку       « Теремок» (выбираются герои, раздаются маски).

 

«Сабантуй».

Цель:

-Дать представление о происхождении татарского народного праздника «Сабантуй».

- Сформировать представление детей о формах и содержании праздника.

-Воспитывать уважение к традициям и обычаям  народа Татарии.

- Активизировать речь детей

- Снижать утомляемость детей, обеспечивая кратковременный активный отдых

- Закрепить представление о формах соревнования.

- Закрепить представление детей о безопасном поведении при проведении соревнований.

- Сформировать представление о татарской народной музыке.

- Воспитывать уважение к традициям и обычаям  народа Татарии.

Материалы:ложки, теннисные шарики, канат, фотографии или слайды о проведении праздника.

Предварительная работа: чтение легенд, сказок татарского  народа, разучивание народных игр, рассматривание иллюстраций, экскурсия в библиотеку.

Ход игры-путешествия:

Ребята, давайте вспомним, в гостях у каких народов Поволжья мы с вами побывали?(Чувашии, Мордва, Татары).С чем ещё интересным мы познакомились в этих путешествиях?(с народными костюмами чувашей, мордвы, татар). На каких праздниках этих народов мы с вами побывали? (акатуй, балтай).Сегодня мы с вами посетим татарский народный праздник- сабантуй.

Сабантуй-праздник плуга, раньше сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ(в конце апреля),теперь же в честь их окончания (в июне). Сначала празднуют по отдельным деревням и сёлам, а завершается в крупных городах и столице Татарстана-Казани. Сабантуй, как и чувашский праздник акатуй, сопровождается весельем, играми.

 Воспитатель предлагает поиграть в татарскую народную игру

«Займи место».

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные, образуя круг ходят взявшись за руки. Водящий идёт за кругом в противоположную сторону и говорит:

«Как сорока стрекочу, никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу, тебя хлопну по плечу - БЕГИ!

Сказав: «беги», водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше, занимает свободное  место, а отставший становится водящим. Круг должен  сразу остановится при слове «беги». Бежать разрешается только по кругу, не  пересекая его, во время бега нельзя касаться стоящих,  в кругу.

Воспитатель:  Готовятся к сабантую заранее: убирают в доме, готовят угощение для гостей.               Накануне вечером юноши  разъезжают из одного конца деревни в другой, собирая полотенца, платки, отрезы материй и.т.д.        Эти дары прикрепляют к уздечкам лошадей, чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника. Место проведения праздника определяется заранее, разравнивается, очищается от камней. Эта площадь называется - майдан. Сначала проходит концерт (выступают певцы, танцоры, музыканты), затем проводятся состязания. Самым любимым видом состязаний является национальная борьба кэрэш. Начинают эту борьбу мальчики, затем взрослые мужчины. Одновременно с борьбой на другой стороне майдана соревнуются в подъёме тяжестей (гири, штанга).Также проводят много шутливых состязаний: бег с ложкой во рту, с положенным на неё яйцом, бег с коромыслом( с наполненными водой вёдрами),бой с мешками (набитыми сеном, травой), перетягивании каната, лазание на высокий столб, на верху которого подвешен приз(показывает фотографии или слайды).

Воспитатель предлагает соревнования.

1.бег с ложкой в руке (в ложке лежит теннисный шарик).

2.перетягивание каната.

3.татарская народная игра «скок перескок»

«Скок – перескок»

На земле чертят большой круг  д.15-25 м, внутри него маленькие кружки диаметром 30-35 см для каждого участника игры.Водящий стоит в центре большого круга. Водящий говорит: «перескок!».После этого игроки быстро меняются местами(кружками, прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих ,прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим. Нельзя выталкивать друг друга из кружков .Двое играющих не могут находится в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

Церемония награждения победителей в соревнованиях.

 Звучит татарская народная музыка, воспитатель приглашает детей на чаепитие.