Стоит в поле теремок... Здоровье в порядке спасибо - зарядке Будущие звезды День за днем очень много узнаем Игры на воде
Будущие звезды. Здоровье в порядке спасибо - зарядке Лето прекрасная пора Игры на воде День за днем очень много узнаем
  • Главная
  • О детском саде
  • Новости
  • Наш коллектив
  • Наши группы
  • Вопрос-ответ
  • Конкурсы
  • Методическая копилка
  • Семейный игровой центр "Вместе"
  • Наша библиотека
  • Консультативный пункт
  • Образование в документах
  • Фотогалерея
  • Наши контакты

Методические рекомендации по использованию парциальных программ в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.

Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ № 244 Шведова О.В.

Существует определенный стандарт и требования к дошкольному образованию. До 1989 года все дошкольные учреждения России работали по единой типовой программе, а сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий, поскольку социальные изменения коснулись всех уровней образования. Больше стало уделяться внимания фольклору, местным традициям и обычаям, развитию логического мышления, экологическому воспитанию и эстетическому развитию с привлечением всех видов искусств: театра, хореографии, музыки, живописи. 

В настоящее время любое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому в каждом ДОУ может использоваться ряд программ.

 Выбор программ, как правило, часто зависит от вида дошкольного учреждения:

Парциальные (специализированные) программы имеют определенную приоритетность направления: социальную, познавательную, эстетическую, экологическую, и предназначены для реализации отдельных задач.

В настоящее время существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, для педагогов существует возможность остановить свой выбор на той программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального воспитания и эстетического развития детей.

 В ряде программ особое внимание уделено интеллектуальному, творческому, художественно-эстетическому воспитанию. Таковыми являются: «Росинка» (от 3 до 7 лет), «Красота — радость — творчество» (от 2 до 7 лет), «С кисточкой и музыкой в ладошке» (от 3 – 10 лет), «Синтез искусств в эстетическом воспитании», «В мире бального танца» (от 5 до 7 лет), «Путешествие в страну хореографию» (от 4 до 7 лет), «В мире музыкальной драматургии» (от 3 до 7 лет), «Волшебный мир театра» (от 5 до 7 лет), «Театр- творчество – дети».

 Несмотря на то, что программа общеэстетического развития дошкольного воспитания РОСИНКА авторов Куцаковой Л. В. и Мерзляковой С. И. рассчитана на детей от трех лет, она представляет определенный интерес и для нас. Основные положения программы: «раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений» [11;7], должны активно использоваться с раннего возраста.

 Название складывается из первых букв определений, характеризующих качества ребенка: развитый, образованный, самостоятельный, инициативный, неповторимый, культурный, активно-творческий. РОСИНКА – это педагогическая система воспитания и развития детей дошкольного возраста от 3до 7 лет. Это комплекс программ по физкультурно-оздоровительному, художественно-эстетическому, интеллектуальному, социальному и экологическому развитию дошкольников [11;3] Музыкальной деятельности посвящен достаточно объемный раздел, где выписаны основные задачи по музыкальной деятельности в саду.

 Программа нацеливает педагогов на организацию детской поисковой деятельности, так как именно детское творчество проявляется в процессе поиска, поскольку так «развивается природная любознательность ребят, формируется активное отношение к окружающему, обогащается их жизненный опыт» [11;8]. Эти положения уместно отнести и к раннему возрасту, поскольку именно эксперимент и поиск – основа детской деятельности (Н. Поддъяков).

 Второе издание программы эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота. Радость. Творчество» авторов Т.С. Комаровой, А.В Антоновой, М. Б. Зацепиной, исправленная и дополненная вышла в 2002 году.

 В названии программы заключена ее направленность. Через восприятие красоты окружающего мира, ребенок, испытывая положительные эмоции, на основе которых формируются чувства восхищения и радости. Все это вызывает стремление детей передать и запечатлеть явления и предметы через свое творчество. Таким образом, основная цель данной программы: осуществление целенаправленного эстетического воспитания, которое обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности.

 Содержание программы реализуется в следующих разделах:

Искусство в жизни ребенка.

Эстетическая развивающая среда.

Красота природы.

Знакомство с архитектурой.

Литература.

Изобразительная деятельность.

Музыкальная деятельность.

Досуг и творчество.

Творчество.

 Эти разделы разбиты на части, соответственно каждому году жизни ребенка.

 Авторы подчеркивают свои основные принципы такие как «принципы народности, культуросообразности, взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным, принцип индивидуального подхода (личностно ориентированный подход), преемственности в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста» (с.4).

 В разделе «Музыкальная деятельность» выписаны задачи музыкального образования и воспитания детей, которые включают:

развитие музыкального восприятия; формирование музыкальной культуры и музыкально-эстетического вкуса; приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, формирование чувства ритма, гармонии).

воспитание музыкального и эстетического вкуса, интереса и любви к высокохудожественной музыке, желание слушать и исполнять ее;

развитие интереса и любви к музыке своего народа и к национальной музыке с целью ознакомления с духовной культурой других народов;

приобщение ребенка к народной, классической и современной песне, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;

формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту и на досуге

 В конце каждого раздела предлагается информация об ожидаемых результатах, в процессе обучения по данной программе.

 Некоторые программы знакомят малышей с русской национальной культурой и историей. К ним можно отнести такие программы, как «Оберег» (от 2 до 7лет), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры, «Музыкальная народная культура» (от 4 до 10лет), «Горенка» (от 4 – 7лет).

 Программа «Оберег» Е. Г. Борониной 2003 года предназначена для комплексного изучения фольклора в дошкольном учреждении с учетом ознакомления с музыкальным народным творчеством, поскольку изучение музыкального фольклора в единой системе не планируется вообще. Содержание программы рассматривается в двух разделах: народоведение и музыкальный фольклор. Раздел «Народоведение» содержит три темы: народный календарь, обычаи и обряды; быт и уклад жизни; жанры литературного фольклора. Раздел «Музыкальный фольклор» отражает различные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, народная хореография, музыкально-фольклорные игры, игра на народных инструментах, народный театр.

 Содержание программы реализуется в трех подпрограммах:

Гуленьки (от 2 до 3 лет) – введение в мир фольклора, где основными видами деятельности являются слушание-восприятие, игры (музыкальные и словесные) и пение (подпевание взрослым).

Теремок (от 3 до 5 лет) – знакомство с основами народной культуры: изучение народного календаря. Практический материал программы имеет четыре раздела в соответствии с календарем и имеет четыре раздела – по каждому времени года. Изучаются также: тема дома и домашнего уюта, народный костюм, элементарные игровые хороводы и пляски, игра на детских музыкальных инструментах.

Беседушка (от 5 до 7 лет) содержит обширный этнографический и музыкальный материал и направлена на интенсивное освоение фольклорных традиций. Серьезное внимание уделяется детскому пению и овладению умения импровизации на народных музыкальных инструментах.

 Данная программа в настоящее время очень активно используется многими ДОУ, а также различными коллективами и кружками дополнительного образования. Но поскольку, фольклор не является нашей целью, то более подробно мы не будем анализировать эти программы.

 

Особое место в настоящее время занимают специальные программы музыкального развития: «Гармония», «Синтез» (от 4 до 7 лет), «Камертон» (от 0 до 7лет), «Малыш» (от 2 до 3 лет), «Ладушки» (от 3 до 7лет).

 Две программы: «Гармония» и «Синтез» ориентированы на средний и старший дошкольный возраст, а потому единственное пожелание авторам, продолжить разработку программ для всех возрастов, чтобы целостность и преемственность обучения не нарушалась, чтобы к 4 годам, ребята были подготовлены и к восприятию музыки, и умению отображать ее характер через пластику, вокальную импровизацию или речь.

Программа «Синтез» К. В. Тарасовой, М. Л. Петровой, Т. Г. Рубан и др. интересна тем, что ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. Имеет широкий образовательный аспект. Ее содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора. Впервые наряду с камерной и симфонической музыкой в обучении используются синтетические жанры музыкального искусства - опера и балет.

 Думается, что на сегодняшний момент, необходимо совершенствовать музыкальное воспитание дошкольников не посредством создания новых программ, методик, а придерживаясь уже существующего материала, максимально погружаться в него.

 

Вернуться на предыдущую страницу