Стоит в поле теремок... Здоровье в порядке спасибо - зарядке Будущие звезды День за днем очень много узнаем Игры на воде
Будущие звезды. Здоровье в порядке спасибо - зарядке Лето прекрасная пора Игры на воде День за днем очень много узнаем
  • Главная
  • О детском саде
  • Новости
  • Наш коллектив
  • Наши группы
  • Вопрос-ответ
  • Конкурсы
  • Методическая копилка
  • Семейный игровой центр "Вместе"
  • Наша библиотека
  • Консультативный пункт
  • Образование в документах
  • Фотогалерея
  • Наши контакты

«Коррекционная развивающая программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (нарушения зрения)»

Подготовила воспитатель МБДОУ № 244 Винниченко О.Е.

Введение.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становиться актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе. Каждый ребенок может рассчитывать на оказание ему необходимой помощи и поддержки в ходе образовательного процесса.

В соответствии с принятыми федеральными государственными стандартами,  в образовании учитываются индивидуальные потребности ребенка,  связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения образования,  учитывающие отдельные потребности отдельных категорий детей.  В том числе с ограниченными возможностями здоровья(п.1.3 ФГОС).

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Для получения качественного образования они нуждаются в создании реальных условий начиная с детского сада.

При нарушении зрения у детей страдает целостное и одновременное восприятие действительности. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. Замедленность, неточность, фрагментарность зрительного восприятия обуславливает недостаточность зрительных впечатлений у детей с нарушением зрения.

Итак, ребенок с нарушением зрения имеет ограниченность восприятия, слабость мышления, медлительный, со слабым развитием мелкой моторики, речи, пространственной ориентировки, с особым эмоционально- личностным развитием. И только своевременная, продолжительная и планомерная работа специалистов по индивидуальной программе обучения, в специально оборудованной среде, приводит к ребенку физически и психологически готовому к обучению, открывает ему больше возможностей для роста и развития.

Зрение- это дверь в прекрасный и удивительный мир, в котором мы живем. Только при совместных усилиях педагогов, родителей и медицинского персонала можно сделать шаг к тому, чтобы эта дверь была всегда распахнута для наших детей!

Моторика глаз является неотъемлемым компонентом всех видов познавательной деятельности  и прежде всего- учебной.

Глазодвигательные упражнения очень полезны , т.к. тренеруют мышцы, управляющие движением глаз; активизируют кровообращение , снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия; способствуют улучшению координации  движений глаз; предупреждают косоглазие; тренируют способность глаза фокусировать; усиливают координацию глаза; стимулируют сокращение и расслабление зрачков.

Специальные упражнения для глаз можно вносить в разные формы занятий: коррекционные, общеобразовательные, занятия по физической культуре в форме физкультминуток.

Выполнение общеразвивающих упражнений в совокупности с движением глаз может оказать общее укрепляющее влияние как на организм ослабленного ребенка, выполняя профилактическую, тренирующую и восстановительную функции для глаз.

Зрительные нагрузки для детей 5-7 лет.

  1. Рассматривание предметных картинок.
  2. Сортировка предметов по цвету, форме, величине, назначению: геометрические фигуры, сортировка предметных картинок по цвету, форме, назначению, сортировка природного материала по цвету, форме, нахождение  одинаковых плодов.
  3. Игра в лото с крупными картинками.
  4. Игра в домино с яркими крупными картинками.
  5. Нанизывание колец, счетных косточек.
  6. Выкладывание узора из цветных палочек.
  7. Распутывание лабиринтов.
  8. Обведение изображения по контуру.
  9. Выкладывание узора из магнитной мозайки .
  10.  Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу, прокатывание в ворота.

 Коррекционно- развивающие игры по развитию зрительного восприятия и восстановлению нарушенных зрительных функций.

  1. « Дорисуй».

Ребенку предлагается трафареты и дается задание дорисовать бусы в соответствии с образцом. Усложнение: штриховка или раскрашивание.

  1. «Следопыты».

Ребенку дается лист бумаги с изображением птиц или животного, и штампики- печати.  Нужно поставить следы в соответствии с направлением движения птиц или животного.

  1. «Повтори точно».

-Ребенку предлагается карточка с двумя полосами, На верхней полосе- образец( грибы), на нижней полосе у образца не достает какой-либо детали( грибы без шляпки).

- Ребенку предлагается недостающие детали и он выкладывает их на нижней полосе в соответствии с образцом.

- Ребенку предлагают детали двух размеров для того, чтобы он мог выбрать из множества только те, которые необходимы.

Коррекционная игра для развития зрительного восприятия.

« Найди свой коврик»

Данная игра рекомендуется для детей 5-7 лет.

Обучающая задача игры:  упражнять детей в выделения цвета и формы предметов, соотносить объемную форму с плоскостным изображением такого же цвета. Дети совершенствуют умением передвигаться в большом пространстве, активизируют зрительный поиск, развивают тактильную чувствительность. Игра воспитывает волевые качества, ловкость, взаимодействия в коллективе, развивает слуховое восприятие и чувство ритма. В игре используется музыка разного характера. Она снимает эмоциональное напряжение, организует, помогает двигаться дружно, согласованно, облегчает выполнение движений, которые становятся более четкими и выразительными. Игровой материал. Для игры необходимы прямоугольные кусочки линолеума ( коврики) размером 25-30 см. Количество ковриков должно соответствовать числу детей. На каждый коврик наклеена цветная геометрическая фигура размером 15 см. ( квадрат или круг ). Так же необходимо иметь пластмассовые кубики и мячики среднего размера четырех  основных цветов, которые по количеству, форме и цвету должны соответствовать геометрическим фигурам, наклеенным на ковриках.

 

Таким образом, данные рекомендации помогут педагогам ознакомиться с процессом интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную среду, глубже проникнуться данной проблемой, искать пути решения для осуществления обучения и воспитания детей с ОВЗ.

 

 

 

Вернуться на предыдущую страницу