Стоит в поле теремок... Здоровье в порядке спасибо - зарядке Будущие звезды День за днем очень много узнаем Игры на воде
Будущие звезды. Здоровье в порядке спасибо - зарядке Лето прекрасная пора Игры на воде День за днем очень много узнаем
  • Главная
  • О детском саде
  • Новости
  • Наш коллектив
  • Наши группы
  • Вопрос-ответ
  • Конкурсы
  • Методическая копилка
  • Семейный игровой центр "Вместе"
  • Наша библиотека
  • Консультативный пункт
  • Образование в документах
  • Фотогалерея
  • Наши контакты

Обеспечение комфортного пребывания слабослышащих дошкольников

в массовой группе детского сада.

Методические рекомендации

(подготовила воспитатель МБДОУ № 244 Самаренкина В.А.)

На возможность и целесообразность пребывания слабослышащих дошкольников в массовой группе детского сада ещё в 50 – 60-е годы указывал выдающийся советский дефектолог М.Е. Хватцев. (Логопедическая работа с дошкольниками. - М., 1959).

1.Поскольку слуховое восприятие зависит от того, на каком расстоянии находится источник звука, слабослышащий дошкольник должен всегда находиться недалеко от воспитателя. Педагогу также рекомендуется чаще давать возможность ребёнку смотреть на лицо во время объяснений, при даче указаний и т.д. При этом важно помнить, что усиливать голос не нужно. Если ребёнок не понял сказанного, нужно приблизится к нему, ещё раз повторить, можно замедлив темп и более отчётливо, но голос обычной силы.

2.Не нужно также просить детей не шуметь, когда педагог беседует со слабослышащим ребёнком, потому что если дети дальше, чем воспитатель, то он их слышит слабее или не слышит совсем.

3.Речевое развитие детей с нарушенным слухом осуществляет логопед или сурдопедагог. Но роль воспитателя в организации повседневных игр и упражнений на развитие слухового восприятия исключительно велика. В игры “Кто позвал”, “Угадай, где позвонили”, “Что делает Петрушка” и т.п., интереснее играть группой. Кроме того, если ребёнка обучают чтению с губ, общение организуется так, чтобы воспитанник имел возможность упражняться в этом и с воспитателем и со сверстниками. Для этого, например, хорошо подходят настольно-печатные дидактические игры.

4.Особое внимание при индивидуальном подходе к такому ребёнку надо уделить ознакомлению с природой, социальной действительностью и отражению представлений о них в речи. В отличие от логопеда или сурдопедагога воспитатель делает это на экскурсиях, целевых и обычных прогулках, в процессе организованных наблюдений.

5.При чтении художественной литературы надо иметь в виду, что слабослышащий дошкольник может неточно понимать текст (например, слово “гусли”, часто встречающееся в сказках понимается как “гусь”). Поэтому с тугоухим ребёнком индивидуально полезно рассмотреть иллюстрации, повторить основное содержание текста, задать вопросы, выявляющие понимание.

Аналогично, надо добиваться понимания инструкций в различных видах детской деятельности.

6.Развивая игровую деятельность слабослышащего дошкольника необходимо стремиться к переходу от предметно-процессуальной игры к сюжетной. Исследователи игры детей с нарушенным слухом Г.Л. Выгодская, Л.А. Головчиц, А.А. Катаева указывают на трудности игрового замещения и варьирования сюжета. Поэтому детям нужно показать, что палочку в игре можно использовать как ложку, термометр, шприц, она же может быть куколкой, предметом мебели в кукольной комнате и т.п. Эффективно будет использовать методику обучения ролевому поведению предлагаемую Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой.