Стоит в поле теремок... Здоровье в порядке спасибо - зарядке Будущие звезды День за днем очень много узнаем Игры на воде
Будущие звезды. Здоровье в порядке спасибо - зарядке Лето прекрасная пора Игры на воде День за днем очень много узнаем
  • Главная
  • О детском саде
  • Новости
  • Наш коллектив
  • Наши группы
  • Вопрос-ответ
  • Конкурсы
  • Методическая копилка
  • Семейный игровой центр "Вместе"
  • Наша библиотека
  • Консультативный пункт
  • Образование в документах
  • Фотогалерея
  • Наши контакты

Рабочая программа

кружка  в старшей группе

по лепке

«Чудо - глина»

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Практически все дети любят лепить и используют для этого все

подходящие материалы - от песка до маминого теста. Занятие это не только увлекательное, но и полезное. Польза для родителей и воспитателей очевидна :ребенок в течении длительного времени занят делом, не носится, не бесится, не смотрит планшет и не рисует на обоях.    

    Пластика – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности ребенка. Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении  с другими.

    Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей. Очень важным моментом является и развитие руки, её тактильных ощущений поверхностной фактуры.

    Чем полезна лепка?
 1. Для умственного развития

  • Когда ребенок разминает глину в руках, создает из нее детали разных форм, присоединяя их друг к другу, сплющивает, вытягивает,

развивается мелкая моторика рук. Научно доказано, что она влияет напрямую на развитие речи малыша, координации движений и логическое мышление. Функции руки и речи развиваются параллельно.

  • Когда ребенок концентрируется на своем занятии, он учится терпению и усидчивости.
  • Когда он создает из стандартных кусочков новые формы, развивается абстрактное мышление, творческие способности.
  • Когда малыш двумя руками катает колбаску или шарик, у него работают оба полушария мозга, укрепляются межполушарные связи, что способствует развитию внимания и саморегуляции. Он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. При лепке задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Лепка из глины дает тот же эффект, что и массаж рук.
  • Лепка по образцу развивает память, логическое мышление, 

терпение, умение собраться, сосредоточиться и довести начатое до конца и оценить свой результат, сравнив его с оригиналом.

  • Когда ребенок лепит то, что сам придумал, развивается воображение, 

творческие способности и образное мышление

2. Для здоровья и эмоционального состояния

  • Занятия лепкой благотворно влияют на нервную систему, психическое и эмоциональное состояние малыша.
  • Спокойное занятие лепкой способствует нормализации сна и понижению чрезмерной активности, уменьшают раздражительность и возбудимость.
  • Лепка позволяет «определить» страх и преодолеть его через физическое взаимодействие — сломать , смять фигурку, изменить ее форму.
  • Психологи активно используют лепку, как одно из направлений артерапии , которая обращается к внутренним скрытым самоисцеляющим ресурсам ребенка.
  • Опыт создания шедевров из обычной глины убеждает ребенка в его значимости и нужности, учит смотреть на вещи под другим углом и находить оригинальные решения даже в самых безвыходных ситуациях.

3. Для развития личности

  • Лепка— простой и эффективный способ выявить скрытые способности и развить естественные навыки малыша.
  • Лепка знакомит детей с понятием формы и цвета. Дает опыт тактильного восприятия на уровне « мягкий – твердый», «теплый-холодный», «мокрый-сухой».

     Обучение лепке дает возможность почувствовать радость творческого труда. Дети не только будут учиться лепить, но и познакомятся с традициями русской народной лепки.
     Глина – хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все, что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

  • Развитие творческой активности детей в процессе лепки из глины.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • Воспитывающая: способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из глины;
  • Познавательная – познакомить с трудом людей во время лепки из глины, научить лепить из нее, подвести к пониманию ценности народного искусства;
  • Развивающая: развивать тонкую моторику рук, расширить представления детей о природном окружении, об объекте неживой природы- глине, о русском народном творчестве.

ПРИНЦИПЫ:

  • Учитывать интересы, возможности ребенка при организации занятий.
  • Организовать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы с детьми.
  • Создавать комфортный психологически климат, стимулировать успех детей.
  • Не мешать ребенку творить.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:

  • Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю, длительность которой 25-30 минут.

Ожидаемые результаты реализации программы у детей:
Должны знать и уметь:

  • свойства глины;
  • аккуратно лепить, используя стеку;
  • сглаживать пальцами поверхность;
  • передавать образ предметов и игрушек;
  • выделять выразительные средства дымковской и каргопольской игрушек;
  • раскрашивать вылепленные изделия;
  • иметь представление о декоративном прикладном творчестве;
  • знать, что такое гончарный круг;
  • повысится уровень развития мелкой моторики рук;
  • увеличится активный словарный запас детей, повысится качество связной речи.

Планирование кружковой работы «Чудо- глина» в старшей  группе на 2015-2016 учебный год.

Месяц

Нед.

Тема

Задачи

Оборудование

сентябрь

3

Вводное занятие

Знакомство с глиной, как природным материалом, с атрибутами для лепки.

Техника безопасности при работе.

- Выявить свойства глины при экспериментировании  (влажная, мягкая).

-Дать представление о народных промыслах, воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

-Воспитывать интерес к лепке из глины

- глина;

- доски для лепки; - стеки;

-вода;

- магнитофон

 

4

Лепка «Чашка на блюдце».

- Учить скатывать шар, сдавливать его пальцами    

 -учить оформлять края блюдца и чашки,                          

 -вылепливать ручки у приборов. 

-глина;

- доски для лепки; - стеки;

-вода;

-бусы;

- магнитофон

октябрь

1

Грунтовка.

Раскрашивание чайной пары, нанесение декоративного рисунка.

Чтение стихотворения «Пёстрый хоровод».

- Учить грунтовать высушенное изделие белой краской

-воспитывать аккуратность в работе,

-воспитывать интерес к лепке из  глины.

-водоэмульсионная белая  краска,

 -кисти,

- вода,

-клеенки

 

2

 «Дымковская игрушка». 

Чтение рассказа «Кировская игрушка».

-Познакомить детей с народным промыслом, изготовлением дымковской игрушки.

-Рассказ воспитателя о том, что дымковские игрушки выполнены народными мастерами.

 

-показ наглядного материала

 

3

Лепка «Кукла».

-Учить детей распределять необходимое количество глины для работы, начинать лепку с конуса, голова из шара, руки из валиков путём налепа.    

-Воспитатель показывает игрушку, объясняет способы лепки, помогает в процессе работы тому, кому необходима помощь. Объясняет, что все мелкие детали налепляются на основные.                                  - Развивать чувство формы, творческое воображение,  мелкую моторику,   внимание, мышление, память,  речь.

 

- глина;

- доски для лепки; - стеки;

-вода;

- магнитофон

 

4

Раскрашивание куклы в соответствии с дымковской росписью. Чтение потешки «Хорошо лентяю жить».

- Учить накладывать рисунок на готовое изделие, использовать разные оттенки красок, проводить тонкую линию кистью на изделии

 

 

- краска;

- кисти;

-вода;

- магнитофон

 

ноябрь

1

 

Просмотр видео фильма.

«Гончарная мастерская».

-  Расширить представления детей о работе гончара, внесение в словарь новых слов: гончар, гончарный круг, обжиг, муфельная печь. Просмотр видеофильма, рассказ воспитателя, пояснения в ходе просмотра.

 

 

 
 

2

Село «Гжель».

 

-Познакомить с посудой гжельского производства, научить отличать эту посуду от другой, выявление отличительных черт посуды (роспись).

 

 

 

- Рассказ воспитателя о селе Гжель, рассматривание иллюстраций, пособий, посуды.

 

 

3

 Лепка «Самовар».

 

- воспитатель учит детей использовать в работе все пальцы. Выделяет все детали самовара, вылепленные путём налепа.

продолжать учить лепить предметы из цилиндра, использовать приём налепа 

-Развивать внимание, мышление, память, воображение, мелкую моторику, речь.

-Воспитывать интерес к лепке из глины.

- глина;

- доски для лепки; -стеки ;

-вода;

- магнитофон

 

 

4

Грунтовка и роспись. Декорирование самовара.

 

- Продолжать учить раскрашивать готовое изделие.

-Развивать внимание, мышление, память, воображение, мелкую моторику, речь.

 

-воспитывать аккуратность в работе,

-учить декоративно оформлять вылепленные изделия.

 

водоэмульсионная белая  краска,

 -кисти ,

- гуашь или акриловые краски,

- вода,

-клеенки,

- магнитофон

Декабрь

1,2

«Новогодние игрушки»

(Лепка, грунтовка, роспись).

-Учить детей моделировать разные елочные игрушки из глины; вырезать фигурки формочками.  Продолжать учить украшать  с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки,  горох, крупа).

-Развивать чувство формы, пропорций, глазомер, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

-Вызвать желание сделать необычные, красивые новогодние игрушки для нашей елочки.

-глина;

- глина

- формочки для выпечки;

- бусины;

- горох;

- бисер;

- крупа;

- блестки;

- тесьма для петелек;

- доски для лепки; водоэмульсионная белая  краска,

 -кисти ,

- гуашь или акриловые краски,

- вода,

 

 

январь

2

«Новогодняя елочка».

-Продолжать учить детей лепить из глины, украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, горох, крупа). Учить детей вырезать стеками по картонному шаблону.

-Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

-Воспитывать интерес к лепке из глины. Вызвать желание сделать необычную, красивую новогоднюю елочку.

-глина;

-стеки;

-вода;

- бусины;

-горох;

- бисер;

- крупа;

- блестки;

- доски для лепки.

 

3,4

«Чайная пара»

( лепка, грунтовка , роспись).

-Продолжать учить детей лепить из глины,

-Научить детей способу лепки из шара сдавливанием пальцами и прикреплением ручки чашки ;

-Продолжать учить наносить декоративный рисунок на объемные фигуры ;

-Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

 

- глина;

- доски для лепки; -стеки ;

-вода;

- магнитофон

водоэмульсионная белая  краска,

 -кисти ,

- гуашь или акриловые краски.

 

февраль

1,2

1.Знакомство с «Дымковской игрушкой»

 ( беседа , ЧХЛ , показ иллюстраций и игрушек)

2.Лепка « Петушок»

Или « Индюк».

-Знакомство детей с народным промыслом, изготовлением дымковских игрушек;

- Показ способов лепки поэтапно;

-Знакомство с гончарным кругом,

 -Активизировать освоенные способы лепки  (раскатывание шара, сплющивание  в диски полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание).

-Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

-Воспитывать интерес к лепке из глины, к народной игрушке.

- глина;

- доски для лепки; -стеки ;

-вода;

- магнитофон

- поделки из глины  : петушок , индюк , барыня, подготовленные воспитателем,

-альбом «Дымковская игрушка»

 

 

3,4

1.Грунтовка

« Петушок» или

« Индюк».

2.Роспись игрушек.

- Учить грунтовать высушенное изделие белой краской,

-воспитывать аккуратность в работе,

-учить декоративно оформлять вылепленные изделия.

 

- доски для лепки; -стеки ;

-вода;

- магнитофон

водоэмульсионная белая  краска,

 -кисти ,

- гуашь или акриловые краски.

 

март

1,2

Лепка карандашницы

или вазы цилиндрической формы.

 

Грунтовка и роспись.

- Продолжать учить детей лепить из глины.

-Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

-Научить новому способу лепки: вырезание из целого куска глины при использовании цилиндрической болванки

-Учить грунтовать высушенное изделие белой краской,

-воспитывать аккуратность в работе,

-учить декоративно оформлять вылепленные изделия.

 

 

-глина,

- стеки.
- болванки,

-вода,

-кисти,

- доски для лепки

водоэмульсионная белая  краска,

 -кисти ,

- гуашь или акриловые краски.

 

 

3,4

Панно рельефное в подарок маме.

 

Грунтовка и роспись.

- Научить изготовлять глиняное панно, начиная с подготовки основания ,затем приклеивать основные детали композиции ;

-Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

-Воспитывать интерес к лепке из глины

- Учить грунтовать высушенное изделие белой краской,

-Воспитывать аккуратность в работе,

-Воспитывать эстетический вкус при росписи изделия.

 

 

глина,

- стеки.

-вода,

-кисти,

- штампы,

- доски для лепки

водоэмульсионная белая  краска,

 -кисти ,

- гуашь или акриловые краски,

-керамические панно для рассматривания

 

апрель

1,2

Знакомство с каргопольской игрушкой.

Лепка «Конь».

-Знакомство детей с народным промыслом

 « Каргопольской игрушкой» , сравнение с дымковской игрушкой;

-Показать  пластический способ лепки игрушки поэтапно;

-Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

-Воспитывать интерес к лепке из глины, к народной инрушке.

. - глина;

- доски для лепки; -стеки ;

-вода;

- магнитофон

 

-альбом

« Каргопольская игрушка»

 

 

3,4

Грунтовка и роспись каргопольской игрушки.

-Учить грунтовать высушенное изделие белой краской,

-Воспитывать аккуратность в работе,

-Учить декоративно оформлять вылепленные изделия,

-Воспитывать эстетический вкус при росписи изделия,

 

-Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

-Воспитывать интерес к народной игрушке.

- стеки.

-вода,

-кисти,

- доски для лепки

водоэмульсионная белая  краска,

 -кисти ,

- гуашь или акриловые краски, каргопольские игрушки для образца

май

1,2

Лепка сосуда из глиняных жгутов.

 

Роспись и декорирование.

-Познакомить с новой техникой: спиральной  лепки из глиняных жгутов, показ способа лепки сосуда ,

-Показать способ декорирования сосуда налепным способом ,

-Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

-Вызвать желание сделать необычные, красивые вазы

глина,

- стеки.

-вода,

-кисти,

- доски для лепки,

- для украшения : бисер, бусины , горох,

-кисти ,

- гуашь или акриловые краски

 

3,4

Подготовка к выставке

 «Чудеса из глины».

 

-Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

-Воспитывать интерес к глиняному народному искусству и отображению ярких представлений в лепке.

Оформление выставок:

-Елкины игрушки

-Обезьянки на ветке
-Хоровод петушков
-Наши четвероногие друзья

Презентация

 « Наши мастера»

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Декоративная лепка в детском саду/ под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008.
  2. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет/ под ред. Лыковой И.А.
  3. Лепка  из глины для детей. Развиваем пальцы и голову. ( сост. С.Ю. Ращупкина)2010 г.
  4. Основы художественного ремесла. Послушная глина./ Г. Федотов .1997г.
  5. Поделки из природных  материалов./ авт .Р.В.Белякова.