Стоит в поле теремок... Здоровье в порядке спасибо - зарядке Будущие звезды День за днем очень много узнаем Игры на воде
Будущие звезды. Здоровье в порядке спасибо - зарядке Лето прекрасная пора Игры на воде День за днем очень много узнаем
  • Главная
  • О детском саде
  • Новости
  • Наш коллектив
  • Наши группы
  • Вопрос-ответ
  • Конкурсы
  • Методическая копилка
  • Семейный игровой центр "Вместе"
  • Наша библиотека
  • Консультативный пункт
  • Образование в документах
  • Фотогалерея
  • Наши контакты

«Составление коррекционно – развивающей программы

для детей с нарушением зрения,

посещающих общеобразовательное дошкольное учреждение» 

(составила воспитатель Вилкова Н.Н.)

 Любой семье хочется видеть только счастливые глаза малыша, а счастливые глаза малыша- это, в первую очередь, здоровые глаза.

Абсолютно здоровый ребёнок должен смотреть на мир своими глазами, и понятие здоровый ребёнок подразумевает, что все его системы и органы функционируют нормально.

   Из всех органов чувств человека глаза считаются самым драгоценным даром природы. Зрение дает людям почти 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Потеря зрения, особенно в детском возрасте - это трагедия.

   С целью выявления возможной патологии зрения всем людям необходимо своевременно проходить врачебные профилактические осмотры. Врождённую грубую патологию зрения можно заметить уже у новорождённого в роддоме. Если к двум месяцам жизни ребёнок плохо фиксирует взгляд на игрушке, а в три месяца плохо следит за ней – это повод для срочного обращения к врачу.

   В 4-7 месяцев необходимо посетить окулиста для детального осмотра глаз ребёнка с широкими зрачками: на таком  осмотре может быть выявлена врождённая патология, аномалии рефракции. Дальнейшие плановые осмотры проводятся в 3-4 года и в 6-7 лет. При выявлении патологии назначаются оптическая коррекция (очки) и активное лечение.

   Эффективность мер, направленных на охрану здоровья детей, во многом зависит не только от врачей, но и от родителей и педагогов, которые должны знать круг тех здоровьеразвивающих и здоровьеукрепляющих приемов и технологий, которые необходимо применять в период функциональной неустойчивости детского организма.

   Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер. Коррекционные упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями и родителями.

   Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, подойти к окну и посмотреть вдаль.

   Чтобы улучшить зрение ребенка, нужно подобрать ему соответствующие игрушки и игры. Полезна любая игрушка, которая прыгает, вертится, катится и движется. Полезны любые игры с использованием мяча. Целесообразно уменьшить время игр, способствующих пристальному смотрению (шахматы, шашки, головоломки и т.д.).

   Профилактику неправильных зрительных привычек у ребенка начинают уже с 2-3-х лет. Детей учат периодически моргать, не горбиться, не дают им возможность смотреть пристально, просят чаще менять взгляд с  ближнего на дальние предметы и обратно. Постепенно эти упражнения из игры для ребенка превратятся в полезную привычку.

Очень важно обучить ребенка правильно смотреть телевизор и играть на компьютере. Помните, что длительный просмотр телепередач или занятий на компьютере оказывают вредное воздействие на зрение.

   Длительность непрерывного просмотра телепередач или занятий на компьютере для дошкольников и младших школьников не должна превышать получаса. Оптимальное расстояние до экрана телевизора - от 2-х до 5-ти метров. Экран монитора компьютера должен располагаться не ближе, чем на расстоянии вытянутой руки ребенка (40 см). Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате должно быть обычное естественное или искусственное освещение. Важно только, чтобы свет от других источников не попадал в глаза.

   Во время чтения свет должен падать на книгу или тетрадь равномерно. Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение. В поле зрения ребенка во время работы не должно быть отражающих поверхностей.

   Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы. Лучшее расстояние для зрительной деятельности - 30-35 см.

Неправильная посадка (близкое расстояние от глаз до книги и тетради) способствует возникновению и развитию близорукости.

   Сидеть нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед, руки свободно лежат на столе, локти не свисают, ноги всей стопой опираются на пол или скамеечку. Стул на 3-5 см задвинут под стул. Важно научить ребенка самому контролировать свою посадку. Так, проверить расстояние от глаз до книги или рисунка можно рукой: поставить руку, согнутую в локте, на стол, кончики пальцев касаются виска, между столом и грудью должен свободно проходить кулак, лопатки касаются спинки стула.

Воспитать у ребенка эту привычку помогает соответствующая мебель для занятий. Нельзя заниматься за круглым или кухонным столом.

Ни в коем случае нельзя разрешать детям читать лежа, т.к. эта привычка может явиться одним из провоцирующих близорукость факторов.

   При покупке книги для ребенка, обращайте внимание на размер шрифта (мелкий не рекомендуется), на цвет иллюстраций, на длину строки (лучше короче), тогда вы избежите ненужного переутомления глаз у ребенка при чтении книг.

   Комплекс упражнений гимнастики для глаз

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2.Крепко зажмурит глаза (считая до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз.

3.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4.Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5.В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазными яблоками в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

6.Выполняется сидя. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох. Повторить 5-6 раз.

7.Выполняется сидя. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5-6 раз.

8.Выполняется сидя. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

9.Выполняется сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать ими круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.

10.Выполняется сидя. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раза.

   Продолжительность одной тренировки в пределах 3-5 минут.

Обучать детей упражнениям для глаз можно, начиная уже с 2-3-х лет.

Превратив эти упражнения из игры в привычку, можно добиться того, чтобы ребенок включал упражнения в комплекс поведенческих гигиенических процедур.

   Причиной нарушения может быть :

  • плохое питание. Пища должна быть богата витаминами «А» и «Д», влияющими на зрение;
  • недостаток ультрафиолетовых лучей сказывается на зоркости детей;
  • простудные заболевания;
  • понижение или повышение температуры воздуха;
  • раздражение, волнение, снижение иммунитета, шум, ссоры, крики;
  • стрессовые ситуации – всё эти факторы, сказываются на состоянии глаз и увеличивают возможность их заболеваний.

   Для профилактики нарушений зрения у детей можно рекомендовать соблюдение нескольких простых правил:

  • глазам нужно давать отдых, игру на компьютере, просмотр телевизора и чтение нужно прерывать через 20-40 минут в зависимости от состояния зрения;
  • не забывайте о правильном освещении рабочего места . Самым лучшим освещением для профилактики нарушений зрения у детей является дневной свет, падающий из окна;
  • для сохранения зрения абсолютно необходим свежий воздух, который ребенок должен получать постоянно. 1,5-2 часа в день минимум ребенок должен проводить на улице. Причем все это время он должен не сидеть на скамейке с книжкой, а больше гулять, бегать, двигаться;
  • берегите глаза от травм и повреждений;
  • для нормального зрения важно разнообразное, полноценное, богатое белками и витаминами питание. В детском меню обязательно должны быть мясо, рыба, яйца, сливочное масло, орехи и много простой воды;
  • по согласованию с врачом давайте ребенку витамины и препараты для укрепления зрения: витамины А, С, витамины группы В, препарат с экстрактом черники или клюквы.

Родители, желающие  здоровья своему ребенку, должны:

  • -формировать навык гигиенического ухода за глазами;
  • -воспитать осознание важности зрения в процессе жизни;
  • -формировать навык безопасного использования острых предметов, опасных жидкостей, аэрозолей, лазерных указок и т.д.;
  • -формировать представления о рациональной организации
  • зрительного  труда;
  • -формировать навык правильной посадки при
  • зрительной работе;
  • -формировать привычку выполнять упражнения,
  • направленные на снятие зрительного утомления;
  • -формировать навык правильного просмотра телепередач, навык правильной  игры  на компьютере.

   В заключение хочется отметить, что состояние здоровья ваше и ваших детей в значительной степени определяется вашим вниманием, терпением и пониманием основ профилактики неблагоприятных расстройств.

   «Беречь, как зеницу ока!». Так говорят о самом дорогом. Это сравнение напоминает о том, что одной из самых больших ценностей в нашей жизни является зрение. Нужно беречь и саму «зеницу», то есть зрительный аппарат.

Позаботьтесь о зрении своего ребенка.  Подумайте о том, как защитить его  глаза уже сегодня, чтобы завтра не оказалось поздно.

 

                                                                                                                                    

 

Вернуться на предыдущую страницу