Стоит в поле теремок... Здоровье в порядке спасибо - зарядке Будущие звезды День за днем очень много узнаем Игры на воде
Будущие звезды. Здоровье в порядке спасибо - зарядке Лето прекрасная пора Игры на воде День за днем очень много узнаем
  • Главная
  • О детском саде
  • Новости
  • Наш коллектив
  • Наши группы
  • Вопрос-ответ
  • Конкурсы
  • Методическая копилка
  • Семейный игровой центр "Вместе"
  • Наша библиотека
  • Консультативный пункт
  • Образование в документах
  • Фотогалерея
  • Наши контакты

Коррекционно – развивающая  программа для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

по курсу «Музыкально ритмические упражнения».

Составила музыкальный руководитель Платонова Е.И.

Пояснительная записка

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”.

Это:

– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Программа рассчитана на работу со ограниченными возможностями детьми дошкольного возраста на основе приобщения к традиционным культурным ценностям. Программа посвящена процессу овладения ритмическими движениями с музыкальным сопровождением.

 Задачи и организация музыкально-ритмических занятий.

  Музыкально-ритмические занятия являются частью образовательно-коррекционного процесса в детских садах для детей с ограниченными возможностями здоровья, направленного на всестороннее развитие учащихся, их социальную адаптацию. На занятиях учатся воспринимать музыку правильно, выразительно и ритмично исполнять под музыку танцы и гимнастические упражнения, , знакомятся с классической и современной музыкой, композиторами, исполнителями, музыкальными театрами и концертными залами. Тем самым для учащихся расширяются границы познания прекрасного в жизни и искусстве, что важно для приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья к духовной культуре общества.

Эстетическое воспитание на музыкально-ритмических занятиях способствует нравственному развитию учащихся. Содержание обучения, методические приемы, используемые на занятиях, предполагают развитие добрых начал в ребенке. Использование преимущественно коллективных форм работы способствует совершенствованию умений учащихся общаться в группе сверстников, соотносить с ними свои интересы.

       В деятельности, связанной с танцами и музыкой, происходит эмоциональное развитие учащихся, чему способствует слушание музыкальных произведений разного характера. Дети видят исполнение учителя, слушают музыку и «входят» в ее эмоциональный мир. Огромное значение при этом имеют яркое, темпераментное слово учителя о музыке, его умение заинтересовать детей. Разнообразные эмоции вызывает и исполнение различных по настроению танцев.

        На музыкально-ритмических занятиях большое внимание уделяется развитию воображения и творчества детей. Этому способствуют художественные формы деятельности, постоянное побуждение учеников к творчеству, импровизации, инициативе. Творческое начало у детей с  ограниченными возможностями здоровья  может проявляться по-разному: в стремлении узнать что-то новое о музыке, в самостоятельном выборе танцевальных движений под музыку, составлении композиции из знакомых уже движений, импровизации ритмического аккомпанемента на элементарных музыкальных инструментах.

      В процессе занятий активизируются умственные способности учащихся. Восприятие музыки и участие в исполнительских формах деятельности требуют целенаправленного внимания, наблюдательности, сообразительности, развития памяти.

Физическое развитие детей — одна из важных задач, решению которой способствуют музыкально-ритмические занятия. У учащихся формируется правильная осанка, совершенствуются движения, их координация.

       Двигательная активность необходима для развития здорового организма: усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем, развивается сила мышц и подвижность суставов. Доказано, что движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности. Поэтому обучение детей с ограниченными возможностями здоровья гимнастическим и танцевальным упражнениям под музыку, несложным композициям, развитие двигательных способностей детей является одним из основных направлений работы на музыкально-ритмических занятиях.

        Развитие восприятия музыки и произносительной стороны речи происходит при одновременном выполнении соответствующих движений. Точность моделирования движениями элементов музыки и речи оказывает принципиальное влияние на успех в обучении. Поэтому развитие двигательных способностей учащихся рассматривается не только как важнейшая цель коррекционной работы, но и как средство, содействующее формированию слуховых и речедвигательных навыков.

        Важный раздел обучения на музыкально-ритмических занятиях — совершенствование движений и раскрытие  учащихся. Учитель постоянно побуждает их к открытости и самовыражению. На музыкально-ритмических занятиях проводится целенаправленная работа по развитию у учеников речевого дыхания.

              Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

 

В результате изучения курса «Музыкально-ритмические занятия» в дошкольном возросте должны быть достигнуты определенные результаты.

 

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Ритмика»:

 

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

 

— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей.

 

— умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

 

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 

— развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

 

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

 

— формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

 

— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

 

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

 

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкально - ритмической деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого. поискового характера ;

 

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

 

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках ритмики, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

 

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих творческих возможностей;

 

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации;

 

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.).

 

 

 

Коррекционно - развивающая программа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья по курсу «Музыкально ритмические упражнения».

Сроки исполнения

 

 

 

Цель и задачи

 

Музыкально ритмические движения.

 

Музыкальный материал.

 

 

Сентябрь

Обучение движениям под музыку. Эмоциональное и правильное исполнение гимнастических и танцевальных движений под музыкальное сопровождение. Овладение простейшими элементами русского танца. Разучивание несложной композиции.

Ходьба широким шагом со свободным, естественным движением руки; бег и поскоки врассыпную; «пружинки» (полуприседание) и легкие прыжки на 2-х ногах; движения рук вверх, вниз, вперед, назад с предметами и без предметов.

 

Тиличеевой, Ю. Чичкова, И. Кишко

Октябрь

Обучение фиксированию сильной и каждой доли такта в музыке двудольного метра в умеренном темпе при выполнении музыкально-пластических этюдов и композиций, при выполнении гимнастических и танцевальных движений

Осваивание элементов русского танца, позиции ног, позиции рук (в польке, в русских танцах и хороводах). «Полянко» русская народная музыка.     

 

«Лошадка» Н. Потоловского, «Цирковая лошадка» М. Красеева, «Экоссез» Бетховена, «Марш» А. Шульгина, «Полька» М. Глинки и Ю. Чичкова. Русские народные мелодии.

Ноябрь

Слушание музыки.

Различение и узнавание марша, танца, песни при выборе из трех в исполнении учителя и грамзаписи.       

Различение и узнавание на слух музыки дву- и трехдольного метра. Различение и узнавание

1) марша и танца при выборе из двух;

2) марша и песни при выборе из двух;

3) танца и песни при выборе из двух;

4) марша-танца-песни при выборе их трех.

 Определение характера музыки (веселый, бодрый, спокойный, грустный), динамики звучания, темпа. Музыка бодрая (спокойная, весёлая, грустная), громкая (негромкая), в умеренном темпе (быстром темпе), плавная.

 

«Марш» Чайковского, «Вальс» Чайковского, «Старинная французская песенка» (из «Детского альбома» П.И. Чайковского). В грамзаписи: М. Глинка «Вальс-фантазия», Г. Свиридов «Романс», Г. Свиридов «Военный марш».

Декабрь

Закреплять умение двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончани музыкальных фраз, частей и всего музыкального произведения, передавать в движении простейший ритмический рисунок.

 

1. Ходьба. Широкий скользящий шаг со сгибанием коленей; на полупальцах с соблюдением определенного

2. Бег врассыпную; на полупальцах, бег легкий и стремительный (широкий)

3. Хороводный шаг (русская народная мелодия). Сужение и расширение круга

4.«Новогодний хоровод» Попатенко. Легкие и сильные поскоки, прыжки на 2-хногах продвижением вперед,назад,всторону.

5. Боковой галоп по одному .

 («Марш» А. Кишко, «Марш» Ю. Чичкова).

 

(музыка «Росинки» С. Майкопара,«Вертушки» муз. Степневского).

 

(муз. Б. Александрова «Маленький танец»). парами (муз. «Галоп» М. Красева, «Боковой галоп» муз. Ф. Шуберта «Экосез»,

 

«Переменный шаг» р.н. мелодия).

 

Январь

1.Закреплять умение отличать в движении (в хлопках) метр,     метрическую пульсацию, самостоятельно менять движение со сменой частей музыки, музыкальных фраз.

 

2.Продолжать совершенствовать ходьбу различных видов: обычный, бодрый, высокий, пружинящий, менять ходьбу с изменением темпа, характера,  динамики     марша,     с подчеркнутым размахом рук, ходьба    на полупальцах и ступне, топающий;

3.Навыки выразительного движения: закреплять умение ритмично и выразительно двигаться  прямым и боковым галопом.

4. Координировать   свои движения в паре (кружение, переменный шаг, шаг польки).

5.Легкий и стремительный бег, бег врассыпную, чередование бега и прыжков на 2-х ногах на месте.

 6. Положение в парах: лицом друг к другу, держась за обе руки; лицом в одну сторону, держась за одну руку, руки соединены накрест.

 

Марши

 

 

 

 

Бег

 

 

 

 

«Круговой галоп». Подскоки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постройтесь в колонну, в шеренгу, парами, тройками, «ковырялочка», «веревочка», «переменный шаг», хлопки, «припадание», «присядка».

 

И.Робера,Е.Тиличеевой, А.Филиппенко,

М.Раухвергера,Т.Ломовой, Ф. Надейю, И. Кишко, И. Дунаевского.

Т. Ломовой, Е. Тиличеевой, С. Соснина, А. Жилина. Галоп - музыка И. Дунаевского, Р. Шумана

 

Т. Вилькорейской «Полька», хоровая полька, латв.нар.муз. «Кто лучше скачет», Т. Ломова. Танцы, пляски, русск.нар. муз. «Полянка», «Выйду ль на реченьку», «Пойду ли, выйду ли я», «Веселые дети», латв.нар.муз., чешская полька «До свидания».

Февраль

Продолжать знакомить с доступными музыкальными произведениями современной, классической и народной музыки.

Давать первоначальные сведения о музыке, о жанрах музыки.

.Воспитывать любовь и интерес к музыке.

 

«Мы идем с флажками», «Небо синее»,

«Ходила младшенькая», «Млада».

 

Март

Овладение ритмичным исполнением танцевальных гимнастических движений под музыкальное сопровождение. Продолжать совершенствовать основные движения и элементы плясок и танцев

обычная ритмичная ходьба, ходьба на носках,высокая ходьба, широкая ходьба. Бег легкий,высокий,широкий. Поскоки в прямом движении, кружении. Шаг с притопом, шаг с пружинкой, перескок, шаг польки, переменный шаг (поворот).

Марши различных композиторов: А.Филиппенко («праздничный марш», И. Дунаевского «Песня о родине», А.Островского «Пусть всегда будет солнце», В. Шаинского «Вместе весело шагать», «Легкий бег», «Цирковые лошадки» муз. М; Красева, Е. Тиличеевой, укр.нар. «Коло».

 

Апрель

«Коррекционные возможности ритмического самовыражения»

 коррекция сенсорных, эмоционально-волевых, коммуникативных навыков через ритмическое самовыражение

 

- закрепление понятия «боковой галоп», знакомство с новым музыкальным инструментом — трещоткой.

- развитие мелкой и крупной моторики, речедвигательной координации, саморегуляции

- воспитание интереса к музыке, общению

 

: музыкальный центр, ложки, трещотка.

Май

Координировать   свои движения в паре,

показать навыки выразительного движения.

обычный, бодрый, высокий, пружинящий, менять ходьбу с изменением темпа, характера,     динамики     марша,     с подчеркнутым размахом рук, ходьба    на полупальцах и ступне, топающий; (кружение, переменный шаг, шаг польки).

 

 

Марши композиторов И. Робера, Е. Тиличеевой, А. Филиппенко, М. Раухвергера, Т. Ломовой, Ф. Надейю, И. Кишко, И. Дунаевского.

 

 

 

Вернуться на предыдущую страницу