Стоит в поле теремок... Здоровье в порядке спасибо - зарядке Будущие звезды День за днем очень много узнаем Игры на воде
Будущие звезды. Здоровье в порядке спасибо - зарядке Лето прекрасная пора Игры на воде День за днем очень много узнаем
  • Главная
  • О детском саде
  • Новости
  • Наш коллектив
  • Наши группы
  • Вопрос-ответ
  • Конкурсы
  • Методическая копилка
  • Семейный игровой центр "Вместе"
  • Наша библиотека
  • Консультативный пункт
  • Образование в документах
  • Фотогалерея
  • Наши контакты

  Программа коррекционно – развивающей работы  с детьми с нарушением  функций опорно- двигательного аппарата  инструктора по физкультуре Шукаевой Л.С

Пояснительная записка.

Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение. Причинами этих расстройств могут быть генетические нарушения, а также органические повреждения головного мозга и травмы опорно-двигательного аппарата.

В последнее время обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. 

Причинами нарушений опорно-двигательного аппарата могут быть:
1. Внутриутробная патология (в настоящее время многими исследователями доказано, что более 400 факторов могут оказать воздействие на ЦНС развивающегося плода, особенно в период до 4 мес. внутриутробного развития):
 - инфекционные заболевания матери: микробные, вирусные (за последние годы распространённость нейроинфекций возросла, особенно вирусных – таких, как гриппозные, герпес, хламидиозы и др.);

 - последствия острых и хронических соматические заболевания матери (сердечно-сосудистые, эндокринные нарушения);
 - тяжелые токсикозы беременности;
 - несовместимость по резус-фактору или группам крови;
 - травмы, ушибы плода;
 - интоксикации;
 - экологические вредности.
2. Родовая травма, асфиксия.
3. Патологические факторы, действующие на организм ребенка на первом году жизни:
 - нейроинфекции (менингит, энцефалит и др.);
 - травмы, ушибы головы ребенка;
 - осложнение после прививок.
Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой считается в настоящее время одной из наиболее частых причин возникновения ДЦП.

Отмечают различные виды патологии опорно-двигательного аппарата.
1. Заболевания нервной системы:

 - детский церебральный паралич;

 - полиомиелит.
2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата:

 - врожденный вывих бедра;

 - кривошея;

 - косолапость и другие деформации стоп;

 - аномалии развития позвоночника (сколиоз);

 - недоразвитие и дефекты конечностей;

 - аномалии развития пальцев кисти;

 - артрогрипоз (врожденное уродство).

 

Врожденный вывих бедра

Врожденный вывих бедра является тяжелым врожденным дефектом. Данное заболевание встречается у девочек в 5–10 раз чаще, чем у мальчиков. Двустороннее поражение встречается в 1,5–2 раза реже одностороннего.

Раньше считалось, что врожденный вывих бедра – это результат травмы, или какого-то воспалительного процесса. В настоящее время эти теории оставлены. Многочисленные современные исследования показали, что в основе врожденного вывиха бедра лежит дисплазия (т. е. нарушение нормального развития элементов тазобедренного сустава) в период внутриутробного развития. Эти первичные нарушения вызывают вторичные - недоразвитие костей таза, смещение головки бедра, замедление окостенения костных элементов сустава и др.

Тазобедренный сустав расположен глубже других суставов, окружен более мощным слоем мышц, поэтому даже у худощавых детей мало доступен для исследования. При распознавании заболеваний тазобедренного сустава и, прежде всего, нарушений правильных взаимоотношений впадины и верхнего конца бедренной кости приходится основываться больше на косвенных признаках.

 

Основные симптомы врожденного вывиха бедра:

Симптом щелчка (его также называют симптомом соскальзывания, симптомом неустойчивости) Исследование должен проводить специалист. Симптом выявляют при положении ребенка на спине. Ноги его сгибают в коленных и тазобедренных суставах, большие пальцы исследующего располагаются на внутренней, а прочие на наружной поверхности бедра. Этот симптом выявляется двояко: в одних случаях производится вправление головки во впадину, в других — ее вывихивание.

В норме щелчка быть не должно. Иногда при обследовании слышится хруст в коленных суставах, для маленьких детей это норма. Он обусловлен несоответствием темпов роста костей и связок суставов.

При наличии заболевания (т.е. при положительном симптоме щелчка) ощущается как бы поршнеобразное скольжение головки бедренной кости, слышится щелчок. Симптом щелчка — признак неустойчивого тазобедренного сустава характерен для новорожденных и часто даже у нелеченых детей исчезает к 7 - 10-му дню. Иногда симптом щелчка сохраняется на более продолжительный срок (1 – 2 месяца). Однако в последние годы в связи с более широким применением методов лечебной гимнастики у грудных детей имеет место более продолжительное сохранение симптома щелчка, поэтому частота его при вывихе имеет тенденцию к возрастанию, и этот симптом нередко сохраняется до 3–6 месяцев.

Ограничение отведения бедер

Этот симптом практически всегда отмечается при данной патологии на 1-м году жизни.

Выявляется он также при положении ребенка на спине. Для выявления ограничения отведения ноги ребенка сгибают в тазобедренных и коленных суставах. Исследующий пальцами захватывает область коленных суставов и без насилия разводит ноги ребенка в стороны.

В норме бедра в тазобедренном суставе у детей первых месяцев жизни легко отводятся до угла 80–90°. В этом возрасте разведение больше зависит от тонуса приводящих мышц, чем от анатомических изменений в суставе. Этот симптом нередко встречается и при других заболеваниях и даже в норме. У детей первых месяцев жизни наблюдается физиологическое (естественное) повышение мышечного тонуса, которое дает картину ограничения движений в различных суставах, в том числе и в тазобедренных. Ограничение отведения бедер может встретиться при спастических параличах патологическом вывихе бедра и других заболеваниях.

Асимметрия ягодичных складок

Этот симптом определяется при положении ребенка на животе. Обращают внимание на уровень ягодичных складок, которые при одностороннем поражении могут располагаться на различном уровне и иметь различную степень глубины. Этот симптом может наблюдаться при врожденном вывихе и подвывихе бедра и при различных других заболеваниях. Признак достаточно сомнительный, особенно если учесть, что мало кому удается уговорить ребенка полежать ровно, не крутиться и не вертеться.

Укорочение нижней конечности

У новорожденных и детей первых месяцев жизни данный признак встречается крайне редко и только при высоких вывихах бедра. Выявляется он при осмотре ребенка, так как определить укорочение в несколько миллиметров с помощью сантиметровой ленты практически невозможно. Относительное укорочение ноги можно выявить следующим образом: ноги ребенка сгибают в коленных и тазобедренных суставах, о разнице в длине ног судят по различному уровню расположения коленных суставов.

Наружная ротация ноги

При этом симптоме стопа как бы вывернута наружу. Этот признак встречается на стороне вывиха, особенно хорошо заметен во время сна ребенка, и на него часто обращают внимание матери. Но следует иметь в виду, что наружная ротация ног может иметь место при нормальных тазобедренных суставах.

Наружная косолапость (вальгусная деформация стоп) иногда может создавать видимость наружного выворачивания (наружной ротации) нижней конечности.

У детей старше года существуют дополнительные симптомы данного заболевания, такие как нарушение походки, симптом Дюшена-Тренделенбурга (симптом недостаточности ягодичных мышц), высокое стояние большого вертела (выше линии Розера-Нелатона), симптом неисчезающего пульса.

Задачи:

- укрепление здоровья ребенка;

- обеспечение развития гармоничного его телосложения, правильная осанка, профилактика плоскостопия.

- закрепление потребности в разных видах двигательной деятельности;

- развитие движений, двигательных качеств, физической и умственной работоспособности;

- тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

-  закаливание организма.

Специфические задачи:

- создание специальных условий, стимулирующих физическое развитие ребенка в целом;

- профилактика простудных и инфекционных заболеваний;

- осуществление системы коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие и совершенствование основных движений, физических качеств и на предупреждение вторичных отклонений в физическом развитии.

Физическое воспитание проводится в повседневной жизни, во время образовательной деятельности по физкультуре, на индивидуальных занятиях с воспитателями и инструктором по физкультуре.

В коррекции физического развития детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата важную роль играет создание режима двигательной активности. Сюда входит проведение утренней гимнастики, подвижных игр на прогулках в утреннее и вечернее время, использование подвижных видов работы на всех занятиях.

Основной формой воспитательно-образовательной работы по физическому воспитанию являются занятия.

В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений, и общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формированию правильной осанки, развитию равновесия. Кроме того, проводятся подвижные игры, которые способствуют совершенствованию движений, а также тренированности различных систем организма. Обязательным компонентом каждого занятия является вводная и заключительная ходьба.

Специфика работы с детьми с нарушением опорно – двигательного аппарата состоит в снижении уровня возрастных требований к физическим упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдельного движения по сравнению с нормально развивающимися детьми. В каждое занятие включается специальная работа по коррекции функции равновесия, укреплению мышц, формирующих правильную осанку, и мышц свода стоп (предупреждение и коррекция плоскостопия), развитию дыхательной мускулатуры и нормализации двигательной активности.

При обучении детей физическим упражнениям применяются словесные, наглядные и практические методы.

Программа коррекционно – развивающей работы рассчитана на четыре года (со 2 младшей группы по подготовительную). Занятия проходят в виде индивидуальной работы один раз в неделю, продолжительностью 10 минут.

 

Диагностика за 2014 – 2015 год (2 младшая группа). (По Полтавцевой.)

 

Период

Развитие движений

 

Ходьба

Бег

Прыжки

Метание

Лазание

По прямой

«Змейкой»

Друг за другом

На время (50 сек.)

На месте

С продвижением

Подбрасывание мяча вверх

Бросок из – за головы

По гимнастической, стенке

Подлезание под дугу.

Начало года (сентябрь)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец года (май)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика за 2015 – 2016 г. (Средняя группа). (По Полтавцевой.)

 

Период

Развитие движений

 

Ходьба

Бег

Прыжки

Метание

Лазание

По прямой

«Змейкой»

Друг за другом

На время (50 сек.)

На месте

С продвижением

Подбрасывание мяча вверх

Бросок из – за головы

По гимнастической, стенке

Подлезание под дугу.

Начало года (сентябрь)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец года (май)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физические упражнения для коррекции ходьбы

 

№ п/п         Упражнения        Коррекционная направленность     

1.      «Рельсы». Ходьба с перешагиванием линий, расположенных на разном расстоянии друг от друга.    Дифференцировка расстояния, глазомер          

2.      «Не сбей». Ходьба по прямой с перешагиванием через кегли, набивные мячи, гимнастическую скамейку и т. п.   Дифференцировка усилий, отмеривание расстояния           

3.      «Узкий мостик». А) Ходьба по полоске (узкой линии), приставляя носок к пятке впереди стоящей ноги. Б) Ходьба боком, приставными шагами, ставя носок стопы на край линии.        Развитие равновесия точности движения          

4.      «Длинные ноги». По команде «Длинные ноги идут по дороге» ходьба на носках, высоко поднимая прямые ноги; по команде «Короткие ножки идут по дорожке ходьба в полуприседе.      Быстрота переключения, дифференцировка понятий длинный, короткий           

5.      «Хлоп». Ходьба с хлопками на каждый четвертый счет. Вслух произносится «Раз, два, три, хлоп!». Первый раз хлопок над головой, второй - перед собой, третий - за спиной       Концентрация внимания, двигательная память, согласованность движений, усвоение ритма     

6.      «Лабиринт». А) Ходьба со сменой на правления между стойками, кеглями, набивными мячами. Б) То же вдвоем, держась за руки    Ориентировка в пространстве, согласованность действий      

7.      «Встали в круг». Ходьба по кругу, взявшись за руки, со сменой направления, собираясь в центр, расходясь в большой круг на вытянутые руки    Согласованность коллективных действий дифференцировка понятий большой - маленький, вправо - влево           

8.      «Гусеница». Ходьба в колонне, положив правую (левую, обе) руку на плечо впереди идущего         Координация и согласованность действий        

9.      «Коромысло». Ходьба с гимнастической палкой, хватом двумя руками за плечами (на носках, на пятках), сохраняя правильную осанку       Координация движений рук, коррекция осанки, знакомство с новым словом         

10.    «Ходим в шляпе». Ходьба с мешочком- ком песка на голове   Коррекция осанки           

11.    «Кошка». Ходьба скользящим шагом, крадучись, неслышно, как кошка, в такт, делая движения руками, сгибая и разгибая пальцы, выпуская «когти»       Развитие мелкой моторики кисти, согласованность движений рук и ног, воображение   

12.    «Солдаты». Ходьба на месте, высоко поднимая колени со сменой темпа медленно - быстро       Чувство ритма, быстрота переключения на новый темп, сохранение осанки, дифференцировка понятий быстро – медленно          

13.    «Без страха». А) Ходьба по гимнастической скамейке, бревну с остановками, поворотами, движениями рук (с помощью, со страховкой, самостоятельно). Б) Ходьба по наклонной доске (или скамейке), расправив плечи, руки в стороны   Преодоление чувства страха, равновесие, ориентировка в пространстве    

14.    «Ловкие руки». Ходьба с предметами в руках (мячи, шарики, флажки, ленточки с заданиями А) На каждый шаг руки вперед, в стороны, вверх. Б) Круговые движения кистями.   В) Круговые движения в плечевых суставах, г) передача предмета из правой руки в левую впереди себя, из левой в правую - за спиной        Согласованность движений рук и ног, симметричность и амплитуда движений, развитие - мелкой моторики кисти           

15.    «Каракатица» Ходьба спиной вперед   Координация движений, ориентировка в пространстве        

16.    «Светло - темно». Ходьба с закрытыми и открытыми глазами. А) 5 шагов с открытыми глазами, 5 шагов с закрытыми глазами (считать вслух). Б) Открывать глаза по команде «светло» закрывать - по команде «темно». В) Ходьба с закрытыми глазами к источнику звука (колокольчик, свисток)         Ориентировка в пространстве без зрительного контроля; дифференцировка понятий светло - темно; ритмичность движений. Ориентировка в пространстве по слуху   

17.    «Мишка». А) Ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы, поджав пальцы; перекатом с пятки на носок.      Б) Ходьба по массажной дорожке, босиком. В) Ходьба босиком по траве, песку, гравию        Профилактика плоскостопия, сохранение правильной осанки        

18.    «Хоп». Ходьба с остановками по сигналу. По сигналу «Хоп» - остановка, по сигналу «Хоп-хоп» - поворот кругом    Внимание, быстрота реакции на сигнал, сохранение устойчивой позы          

19.    «Волны». Ходьба с регулированием темпа громкостью команд (или музыки). При команде шепотом или тихой музыке - медленная ходьба на носках, движение рук изображает волны; при средней громкости - быстрая ходьба с сильными волнами; при громкой - переход на бег     Концентрация внимания, дифференциация громкости звука и сопоставление с темпом движений плавность, выразительность движений, воображение           

20.    «Тата-та». Ходьба с притопыванием в заданном ритме и соответствующем проговариванием звуков «Тата-та»       Усвоение заданного ритма движений       

21.    «Хромой заяц». Ходьба одной ногой по гимнастической скамейке, другой - по полу         Координация и согласованность движений ног и туловища        

22.    «По канату». А) Ходьба вдоль по канату, руки в стороны.   Б) Ходьба по канату боком приставными шагами, руки в стороны Развитие равновесия, профилактика плоскостопия, сохранение правильной осанки           

23.    «Козлики». В парах - ходьба по гимнастической скамейке навстречу друг другу, руки за голову. При встрече разойтись, удержавшись на скамейке и сохранив правильную осанку     Сохранение динамического равновесия, удержание вертикальной позы на ограниченной опоре       

Коррекция бега

При выполнении бега типичными ошибками являются излишнее напряжение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон туловища или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, несогласованность и малая амплитуда движений рук и ног, мелкие неритмичные шаги, передвижение на прямых или полусогнутых ногах.

Физические упражнения для коррекции бега

 

№ п/п         Упражнения        Коррекционная направленность     

1.      Ходьба ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу     Усвоение темпа и ритма движений, развитие   

2.      Бег на месте с высоким подниманием бедра со сменой темпа (от минимального до максимально возможного)   Стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем, усвоение темпа движений, дифференцирование усилий, координация движений рук и ног           

3.      «Бег» только руками, стоя на месте, с постепенным увеличением и снижением темпа         Коррекция техники движений рук, усвоение темпа, активизация и ритм дыхания           

4.      Бег «змейкой», не задевая предметов; то же – вдвоем, держась за руки         Ориентировка в пространстве, равновесие, согласованность движений        

5.      Бег по прямой по узкому (30-35 см) коридору (обозначенному мелом, на тянутыми резинками и т. п.)        Прямолинейность движений, ориентировка в пространстве, стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем    

6.      Бег с подскоками         Ритм движений, соразмерность усилий    

7.      Бег с максимальной скоростью на 10,20, 30 м наперегонки       Развитие скоростных качеств, стимуляция дыхательной и сердечно -сосудистой систем        

8.      Бег с подпрыгиванием и доставанием предметов (отметка на стене, подвешенный шарик)       Координация движений, соразмерность усилий, скоростно-силовые качества           

9.      Бег по ориентирам (линиям, обозначенные мелом, скакалками)          Дифференцировка усилий и длины шага          

10.    «Пони». Бег в различном темпе мед ленно, быстро, рысью, галопом, как маленькая лошадка    Дифференцировка временных характеристик движений, регулирование ритма дыхания, воображение           

11.    Бег медленный в чередовании с ходьбой (5-10 мин) в условиях пересеченной местности (в парке, в лесу) вместе с родителями      Развитие выносливости, укрепление дыхания и сердечно-сосудистой системы, укрепление стопы       

12.    «Челночный бег». Бег с максимальной скоростью, остановками, с пере ноской предметов (кубиков, мячей)           Ориентировка в пространстве, мелкая моторика, соразмерность усилий, скоростные качества, ловкость, устойчивость вестибулярного аппарата      

13.    Бег по кругу с остановкой (свисток, хлопок) и выполнение заданий принять красивую осанку, позу «аиста» (стойка на одной ноге, другая согнута в колене), позу «ласточки» (стойка на одной ноге, друга назад, руки в стороны). Держать 5 с.  Быстрота двигательной реакции, быстрота переключения, координация движений, устойчивость вестибулярного аппарата       

14.    Бег за обручем   Мелкая моторика кисти, согласованность движений, дифференцировка усилий       

15.    Бег с грузом в руках (большой мяч, 2 мяча, 4 кегли)       Координация движений, приспособление к изменившимся условиям, согласованность действий        

16.    По сигналу добежать до мяча, лежавшего в 10 м от линии старта, взять его и, вернувшись бегом назад, поло жить мяч на линию старта        Быстрота реакции, лов кость, ориентировка в пространстве, частота и точность движений во времени, устойчивость вестибулярного аппарата

Коррекция прыжков

Нарушениями в прыжках с места толчком двумя ногами являются отталкивание одной ногой, несогласованность движений рук и ног при отталкивании и в полете, слабое финальное усилие, неумение приземляться, низкий присед перед отталкиванием, отталкивание прямой ногой.

Ошибками в прыжках в длину и высоту является слабый толчок, иногда остановка перед толчком, низкая траектория полета, не участие рук, что объясняется низким уровнем координационных способностей, силы разгибателей ног, скоростно-силовых качеств. Кроме того, детям трудно решать одновременно две двигательные задачи движение ног и взмах руками.

Предлагаемые подготовительные упражнения не включают классических прыжков в длину и высоту, но готовят стопу и все мышцы ног. В занятиях с детьми они выполняют самостоятельную функцию, развивая разнообразные координационные способности, корригируя недостатки движения и развития сохранных функций. 

Физические упражнения для коррекции прыжков

 

№ п/п         Упражнения        Коррекционная направленность     

1.      Подскоки на двух ногах с продвижением вперед, с поворотами направо, налево на 900   Координация и ритм движений, укрепление стопы, ориентировка в пространстве           

2.      Прыжки поочередно на каждой ноге на отрезке 10-15 м  Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног     

3.      Прыжки через скакалку на двух, на одной ноге, поочередно, на месте и с продвижением вперед и назад       Согласованность и ритмичность движений дифференцировка усилий, укрепление стопы, развитие выносливости          

4.      Прыжки «лягушка» с взмахом рук (5-6 прыжков подряд)        Координация движений рук, дифференцировка усилий, симметричность         

5.      Прыжок с места вперед - вверх через натянутую веревку на высоту 10, 20, 30 см с взмахом рук       Дифференцировка направления усилий, согласованность движений рук и ног скоростно-силовые качества     

6.      Прыжки на двух ногах через набивные мячи из полуприседа с взмахом рук         Дифференцировка расстояния и усилий, согласованность движений ног, развитие силы разгибателей ног           

7.      Выпрыгивание вверх из глубокого приседа   Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног           

8.      Прыжки с зажатым между стопами мячом      Координация движений, точность кинестетических ощущений    

9.      Прыжок в глубину из приседа (спрыгивание) на поролоновые маты с высоты 40-50 см, с последующим отпрыгиванием вверх      Преодоление страха, пружинящие свойства стопы, координация движений, скоростно-силовые качества      

10.    Прыжок вверх с доставанием подвешенного предмета (мяч, воздушный шарик)          Соразмерность расстояния и усилий, координация и точность движений, скоростно-силовые качества           

11.    Прыжки на месте с хлопками спереди, сзади, над головой на каждый второй прыжок      Координация движений рук и ног, ритмичность движений         

12.    Прыжок на гимнастическую скамейку, прыжок с гимнастической скамейки, прыжок через гимнастическую скамейку    Дифференцировка понятий с предлогами «на», «с», «через»        

13.    Прыжки через обруч

а) перешагиванием;

б) на двух ногах с между скоками;

в) на двух ногах Укрепление свода стопы, ритмичность и со- размерность усилий, координация движений рук и ног   

14.    Прыжки на месте на двух ногах с закрытыми глазами, счет - поворот на 900 на каждый 4-й         Укрепление свода стопы, способность воспроизводить заданный ритм движений без зрительного контроля.